«Искусство ХХ века» (видеофильм)

Видеофильм «Искусство XX века» представляет собой подборку из пяти двадцатиминутных сюжетов, связанных между собой хронологически, где речь идет о развитии искусства XX века на разных его этапах. Однако объединение частей фильма весьма условно, т.к. каждый из фрагментов представляет собой вполне самостоятельный и законченный сюжет. И это весьма удобно с практической точки зрения, поскольку разные части могут быть использованы на учебных занятиях по мере необходимости. Подобное построение вполне оправдано и с искусствоведческой точки зрения, ибо оно полностью укладывается в специфику исторического периода, о котором идет речь. Известно, что XX век в истории искусства – это период весьма динамичный, характеризующийся быстрой сменой стилей и направлений, их одновременным сосуществованием, в котором присутствует не только борьба, но и взаимовлияния, порой самые неожиданные. Все это можно проследить и на примере сюжетов видеофильма.

Первый из них - «У истоков авангарда» дает достаточно убедительную и четко прослеженную картину возникновения нового пластического языка. Эта часть начинается с беглого обзора развития изобразительного искусства, дающего панораму стилей и вариантов видения мира разными художниками, начиная со времен античной Греции и доводя рассмотрение до импрессионизма, символизма и постимпрессионизма. Далее разговор переходит уже к предтечам искусства новейшего времени, кануна XX века: Сезанну, Ван Гогу и Гогену. Последний стал учителем Анри Матисса, одного из родоначальников живописи новейшего времени, создателя фовизма - первого из новаторских течений искусства XX века. Этот мастер первым отказался от традиционной классической перспективы, таким образом сделав изображение не трехмерным, а двухмерным и лишив его глубины. С этого времени картина стала не «окном в мир», каковой она мыслилась, начиная с эпохи Возрождения, а декоративным панно. При этом, отказавшись от объема, художник одновременно и упростил, сделав условной, форму предметов, но сделал предельно интенсивным цвет. В результате этой радикальной реформы в изобразительное искусство пришла новая, преображенная реальность, что станет неотъемлемой чертой искусства XX века. Все эти новации прекрасно проиллюстрированы работами мастера.

Эти изменения языка живописи, в частности, по отношению к форме, столь же радикально были продолжены кубизмом, направлением, которое стремилось показать зрителю предмет со всех сторон, одновременно снаружи и изнутри. При этом вещи на холсте стали совершенно плоскими и иллюзия реальности, хотя бы приблизительной, воссоздаваемой художником на холсте, полностью исчезла. Фильм дает очень точную характеристику разных этапов развития кубизма и вариантов его понимания разными авторами.

Последней ступенью в новом понимании формы и отказа от ее копирования на холсте и в то же время знаком начала принципиально нового художественного мышления стали абстрактные композиции В. Кандинского. В них исчезла даже та относительная похожесть на реальные предметы, которая была у А. Матисса, а цвет полностью освободился от формы и обрел самостоятельную жизнь на холсте. Изображения в его работах нередко напоминают живые, биологические существа, напоминающие нечто знакомое, но нельзя сказать, что конкретно. Следующей ступенью развития авангарда стало творчество группы «Дада», основным творческим принципом которой было тотальное отрицание каких-либо эстетических критериев. Дадаисты считали необходимым отказаться от привычных границ между искусством и неискусством и отнести к числу явлений творчества все то, что таковым считает художник, тем самым раздвинув его пределы до бесконечности.

Вторая часть фильма - «Радость жизни» посвящена творчеству Анри Матисса. Здесь можно познакомиться с историей создания знаменитого панно «Танец», написанного для парадной лестницы особняка С.И. Щукина, и рассмотреть его во всех деталях. В фильме много места уделено высказываниям мастера по поводу использования цвета, который был главным выразительным средством для фовистов. Так, в частности, художник говорил, что «краски в картине должны будить чувства», а «живопись состоит в окрашивании предметов». Он считал, что чистый цвет вернет человеку ощущение полноты бытия. В верности этих утверждений можно убедиться, детально рассмотрев многие из шедевров художника. Также подробно представлена в фильме вторая важная сторона творчества А. Матисса – его рисунки, поскольку он был непревзойденным мастером линии. Отдельного разговора удостоились портретные работы мастера, отличавшиеся своеобразием отношения к моделям. Изображая людей, художник более всего интересовался линейным рисунком, так как считал, что каждое лицо имеет особую асимметрию и свой, неповторимый ритм. Здесь, к примеру, можно увидеть знаменитый портрет жены художника, который он написал за 100 сеансов. Здесь можно увидеть достаточно любопытные документальные кадры, запечатлевшие работу мастера в «Капелле четок» для женского доминиканского монастыря в Вансе, где А. Матисс создал декоративные панно в интерьере и алтари. Особый интерес представляет поздняя серия под названием «Джаз», представляющая собой наклейки из бумаги, по стилю близкая к абстрактным композициям. Большое число документальных кадров и опора на высказывания мастера о собственном творчестве делает этот фильм убедительным и впечатляющим.

Третья из частей фильма посвящена искусству русского модерна, в частности, наиболее зрелищной и хорошо сохранившейся до наших дней части его наследия – жилой архитектуре. Наиболее популярными в это время были доходные дома с квартирами для сдачи в наем. Но наиболее интересными и характерными образцами русского модерна являются частные особняки. Фильм дает нам уникальную возможность увидеть вблизи отдельные фрагменты таких построек. Камера оператора запечатлела то, что порой невозможно увидеть даже стоя рядом со зданием. Это особенно важно еще и потому, что архитектура модерна особенно показательна деталями: бесчисленным множеством вариантов окон, коваными решетками оград, балкончиков и козырьков над входом, мозаиками, изразцами и рельефами на фасадах, витражами на лестничных клетках. Причина особого увлечения декором кроется в основной идее стиля модерн, стремившегося соединить высокое искусство и жизнь, художественно организовать среду. Именно подобное желание определило особый интерес художников модерна к декоративно-прикладному искусству. Это были ювелирные украшения, стеклянные и керамические вазы, женская одежда, многочисленные светильники и большое число самых различных предметов оформления интерьера, например, дверных ручек, лестничных перил, многочисленных светильников.

Наряду с этим в фильме излагается история формирования самого стиля, обозначены его разновидности, существовавшие у нас, поскольку модерн не имел жестких стилистических признаков и в разных странах имел существенные отличия. Так, к примеру, в России предшественником модерна и его истоком стал неорусский стиль. В фильме это направление проиллюстрировано живописью М. Нестерова, изделиями прикладного искусства, созданными в Абрамцевских и Талашкинских мастерских, а также уникальным храмом в Талашкино, построенным по проекту В. Васнецова. Своеобразным продолжением неорусского стиля стала национально-романтическая ветвь модерна, представленная в фильме мебелью по эскизам С. Малютина и его же доходным домом, построенным в Москве, майоликой М. Врубеля, книжными иллюстрациями И. Билибина и знаменитым зданием Ярославского вокзала в Москве, построенным по проекту архитектора Ф. Шехтеля. Кроме этого варианта модерна, продолжавшего собственные традиции, в России существовала и европейская линия стиля. Она ориентировалась на изображение явлений природы, особенно предпочитая растения, волны и все то, что позволяло использовать бег прихотливо изломанных линий. Это крыло модерна создало новый тип живописи, что видно на примере творчества В. Борисова-Мусатова, В. Серова, К. Сомова, Л. Бакста, а также повлияло на театрально-декорационное искусство. Все это довольно полно представлено в фильме.

Четвертый фрагмент цикла посвящен объединению «Мир искусства», существовавшему на рубеже XIX и XX веков. Фильм излагает историю существования общества, возникшего из группы учеников одной из частных гимназий Санкт-Петербурга, но впоследствии превратившегося из своеобразных направлений в искусстве России в художественное объединение. Творчество мирискусников было ориентировано на изображение прошлого, однако они предпочитали не реконструкцию событий ушедших времен, а театрализацию истории, игру с ней. Не случайно одной из самых удачных сфер творчества художников «Мира искусства» была театральная декорация. При этом у каждого из мастеров группы – А. Бенуа, К. Сомова, Л. Бакста, М. Добужинского, Е. Лансере, А. Остроумовой-Лебедевой - были свои любимые эпохи в прошлом, к которым они предпочитали обращаться. Выступая против академического искусства и позднего передвижничества, художники «Мира искусства» ставили перед собой задачу знакомства русского зрителя с достижениями современного искусства и проведения выставок русского искусства за рубежом и зарубежного в России. И в этой области они весьма преуспели. Так, это объединение вновь открыло для русского общества русский портрет XVIII века, собрав работы из многочисленных дворянских усадеб. Задачам популяризации идей и взглядов членов группы служил журнал «Мир искусства».

Мирискусники очень много сделали для формирования в России культуры оформления книги. Их понимание книжного издания как единого организма, где все, от обложки до заставок и концовок, выдержано в одном стиле было воплощено на практике в оформлении собственного журнала. Кроме того, значителен вклад мастеров этого направления в историю графического дизайна. Так, к примеру, ими создано большое число открыток. Главными достижениями «Мира искусства» были высокая культура и хороший вкус, что и подтверждают представленные в фильме произведения.

Последняя часть фильма «Реальность новых идей» рассматривает процесс развития авангардных направлений на протяжении всего XX века. Главный акцент авторы делают на те новые элементы и выразительные возможности, которые появляются в искусстве. Начальной точкой отсчета избран экспрессионизм, впервые обратившийся к деформации формы, стремившийся акцентировать внимание на переживаниях человека, живущего в большом городе, на агрессивности окружающего мира. Не могли авторы фильма пройти мимо одного из наиболее самых популярных модернистских течений – сюрреализма, ориентировавшегося на элементы интуитивные, подсознательные, для которого картина была не формой искусства, а формой сознания.

Однако все названные течения были всего лишь элементами расширения возможностей традиционной живописи. Наряду с этим в искусстве XX века появляются и принципиально новые возможности. Пример тому кинетическая скульптура, инсталляции или такой вид искусства, как объект, когда произведениями искусства становятся предметы из обыденной жизни, например, консервные банки, в сочетание которых автор вкладывает определенный смысл. Данное направление под названием поп-арт в 1960-е годы пришло на смену абстрактному искусству, заменив его субъективность конкретными вещами. В фильме также охарактеризованы и представлены конкретными работами такие направления как перформанс, концептуализм, видеоарт и многие иные варианты модернистского искусства второй половины века, которые сегодня принято называть постмодерном.

Р.И. Боровикова