«История искусства: классические труды по истории искусства» (CD-ROM)

CD-ROM «История искусства: классические труды по истории искусства» включает в себя три довольно объемных по размерам капитальных труда по истории изобразительного искусства, написанных примерно в одну эпоху - на рубеже XIX - XX веков и в первые десятилетия XX века. Потому в основных моментах подходы авторов всех работ достаточно близки друг к другу и во многом схожи. Каждая из них является попыткой создать энциклопедическое издание, включающее развитие изобразительного искусства в большинстве регионов и на всех этапах развития. Этим данные работы отличаются от столь распространенных сегодня кратких энциклопедий, когда из одной книги в другую кочует набор одних и тех же общеизвестных фактов и вся история искусства умещается в один фолиант. В начале XX века было принято преподносить читателям детальное неспешное изложение материала, и это позволяет использовать данный диск как своеобразный справочник, в котором можно найти ответ на любой вопрос, касающийся изобразительного искусства на всем протяжении его развития от древности до наших дней.

Исчерпывающий материал в большом объеме, представленный на диске, будет востребован, и даже необходим педагогам гуманитарного и художественно-эстетического профиля, позволяя быстро найти информацию о любом из исторических этапов в любой стране. Несомненно, он будет полезен и интересен и тем, кто интересуется изобразительным искусством, в том числе студентам художественных учебных заведений. Написанные в рамках, вполне совпадающих с сегодняшними стандартами учебников по истории искусства, труды эти отличаются от современных учебников глубиной кругозора авторов, основательностью и доказательностью суждений. Единственный их недостаток, исходя из сегодняшнего суетного существования – слишком большой объем излагаемого материала. Но при этом последовательное знакомство с текстами позволит по-новому увидеть многое в процессах развития изобразительного искусства и, самое главное, получить систематизированные знания. Причем, поскольку все тексты дают изложение материала в хронологической последовательности, как это и принято в искусствознании, диск позволяет сравнить варианты интерпретации исторического материала представленными авторами. А это, в свою очередь, поможет всем заинтересовавшимся диском составить собственное мнение об искусстве того или иного периода.

И еще одно, весьма важное предварительное замечание. Несмотря на достаточно большой, почти вековой срок, отделяющий нас от времени создания этих трудов, они, как показывает прочтение и знакомство с ними, нисколько не устарели, хотя в чем-то наши взгляды стали иными. Однако большинство оценок и выводов авторов не вызывают значительных возражений и по-прежнему актуальны.

Для любого труда по истории искусства важным моментом, позволяющим понять и осмыслить концепцию автора, являются иллюстрации. Несомненным достоинством диска по сравнению с печатными оригиналами, где преобладают черно-белые иллюстрации, является введение более 3000 цветных воспроизведений упоминаемых произведений. Подобное дополнение позволяет использовать диск не только в процессе подготовки педагога к занятиям, но и непосредственно на самом уроке.

Весьма объемный труд немецкого историка искусства Карла Вёрмана «История искусств всех времен и народов» в трех томах, каждый из которых подразделяется на несколько книг, в свою очередь также имеющих внутренние членения, на русском языке выходил в 1902 - 1913 годах. Это одно из наиболее капитальных, поистине энциклопедических изданий по истории изобразительного искусства, которое освещает все периоды, начиная с первобытного общества и вплоть до конца ХIХ века. Уникальность книги заключена в том, что это практически последнее по времени издание, претендующее в какой-то мере на открытия и введение в оборот новых знаний, созданное одним автором. В начале XX века наступает эпоха специализации, когда каждый из исследователей занимается одним из исторических периодов, не претендуя на глубокое знание всех эпох. Это было следствием возрастания объема накопленных знаний и качественного изменения уровня науки об искусстве, а также возникновения значительных различий в развитии искусства каждой из стран. В результате на смену авторским изданиям приходят коллективные исследования.

Работа К. Вёрмана, выполненная с немецкой основательностью и пунктуальностью, содержит в себе достаточно интересные мысли и замечания, касающиеся как искусства древнего периода, так и нового времени, как западного, так и восточного. Причина в том, что автор большую часть жизни провел в путешествиях и экспедициях по отдаленным уголкам земного шара и многое из того, о чем он пишет, видел своими глазами. Кроме этого, К. Верман был не только профессиональным историком искусства и путешественником, но еще и директором Дрезденской галереи, что позволяло ему видеть большое количество произведений искусства. Именно эрудиция и большой объем знаний позволили ему создать нисколько не обесценившийся за прошедшее столетие труд. При этом весьма значимо и то, что он написан простым и доступным языком.

Важной особенностью работы является также и то, что наряду с привычным в трудах подобного типа рассмотрением архитектуры, скульптуры и живописи, автор много места уделяет прикладному искусству и, в частности, орнаменту. Особенно интересен в этом отношении первый том - «Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древнейших веков до XIX столетия». Великолепный знаток искусства древнего мира, К. Вёркман анализирует этот период обстоятельно и детально, подтверждая рассуждения большим количеством иллюстративного материала. Кроме того, в его подходе интересен момент последовательного рассмотрения эволюции отдельных элементов искусства. Так, к примеру, большое внимание в этом томе он уделяет развитию различных видов орнамента.

На протяжении всех книг автор выдерживает единую структуру изложения. Весь материал излагается в хронологической последовательности, а внутри томов структурирован по странам. Искусство каждой из стран рассматривается по мере развития и по видам искусства. Подобное построение позволяет использовать книги как справочники и быстро находить необходимые сведения. При этом каждый из разделов и подразделов чаще всего имеет краткое введение и заключение, что облегчает восприятие излагаемого материала. Особенно интересно и познавательно введение к третьему тому «Искусство XVI - XIX веков», где рассмотрены все стили и направления этого периода в их развитии.

Одним из наиболее популярных и сегодня изданий по истории изобразительного искусства является работа Александра Бенуа «История живописи всех времен и народов». Первоначально она выходила в виде отдельных выпусков, наподобие толстых тетрадей, внешне напоминающих издаваемый группой «Мир искусства», лидером которой был А. Бенуа, одноименный журнал. Выпуски выходили с 1912 по 1917 годы и прекратились по причине начавшейся революции. Именно поэтому работа заканчивается рассмотрением французского искусства XVIII века. Предполагалось выпустить четыре части книги с изложением истории пейзажа, а затем обратиться к портрету, жанровой и религиозной живописи. Но издано было только 22 выпуска первой части книги. Однако в процессе работы автор изменил первоначальный замысел, и акцент на пейзажную живопись по мере приближения к эпохе Возрождения исчезает, о чем он сам говорит в предисловии ко второму тому. Далее уже речь идет об общей оценке творчества художников.

Надо заметить, что в своей книге А. Бенуа рассматривает только живопись, почти не затрагивая других видов искусства. Лишь во втором томе он, не желая пропускать наиболее значимые имена и произведения, обращается к графике, например, говоря о немецком искусстве XV – XVI веков. Автор собирался довести рассказ о живописи до творчества импрессионистов и закончить анализом современной ему ситуации, когда на рубеже XIX - XX веков пейзажное видение стало преобладающим. При этом пейзаж художник понимал в расширительном смысле, как «все то, что “не человек”, что “мир вообще”».

Во всей работе (при этом не только в характере изложения материала, но и в отдельных замечаниях) явно просматривается энциклопедическая эрудиция и образованность автора. Отличительной чертой стиля А. Бенуа является умение блестяще анализировать работы, давать точные оценки произведений, умение выделить самую суть, основное в творчестве мастеров, изложить все это в нескольких фразах. Хотя порой его суждения все же бывают спорными, поскольку принадлежат человеку, который был не только талантливым историком искусства и художественным критиком, но еще и художником.

Культура и образованность автора чувствуется и в языке, каким написана книга, его изяществе и точности, в отсутствии в тексте лишнего. Этот текст является примером блестящего владения словом, поскольку написан живо и эмоционально, не теряя при этом глубины содержания, что встречается очень редко.

Поскольку члены группы «Мир искусства», полемизируя с передвижниками, отрицали ведущую роль сюжета в искусстве, считая главным чисто живописные достоинства произведений, то разговоры о колорите и тоне, освещении и композиции занимают в книге большое место. А если учесть, что речь об искусстве ведет крупный художник, то это тем более значимо.

Вторая из работ А. Бенуа – «Русская школа живописи» является ранней книгой автора, она написана в 1904 году. Вариант представленной в ней истории русского искусства достаточно своеобразен. Оценки, данные здесь творчеству художников, порой весьма субъективные и достаточно жесткие, не во всем справедливые, но при этом им не откажешь в меткости характеристик. С первых строк автор определяет свои ориентиры и подразделяет живопись на две группы: в первой преобладает идея, а живопись подчинена литературе, философии и религии, во второй живопись является средством передать «чувство прекрасного вне всякой тенденции». Автор принадлежал к числу сторонников второго типа живописи и потому избирает принцип «не игнорируя ничего значительного», отдавать «предпочтение произведениям безусловно прекрасным», «осветить те моменты русской художественной жизни, в которых отразилась вечная и общечеловеческая прелесть красоты», таким образом настаивая на главенстве живописных качеств картины. Хотя далее он отмечает, что «чисто художественных моментов в русской живописи меньше, чем в какой-либо другой живописной школе».

В книге последовательно рассматривается живопись двух столетий – XVIII и XIX. Материал сгруппирован по стилям с выделением основных имен и этапов развития. Так, очень детально в книге рассмотрены классицизм, романтизм и реализм, а также жанры, отдельные главы посвящены картинам со сказочными и историческими сюжетами и пейзажу. Особое место в истории живописи автор отводит Александру Иванову.

Интересным моментом работы, весьма полезным для читателей, является то, что А. Бенуа, будучи прекрасным знатоком истории западноевропейского искусства, нередко сравнивает явления русской живописи с похожими элементами в живописи других стран. Это позволяет лучше ощутить специфику анализируемых произведений и может быть использовано педагогами. Хочется отметить и еще один существенный момент книги: автор хорошо передает атмосферу эпохи, ее дух, очень точно отражая его не только в своих живописных работах, но и в текстах. Это хорошо чувствуется во многих высказываниях. Данное качество книги может быть удачно использовано, к примеру, на уроках истории.

Еще один автор, представленный на диске - русский писатель, драматург и историк искусства Петр Гнедич. Выпускник Петербургской Академии художеств, он написал «Историю искусств», изданную в 1897 году, которая стала одной из самых популярных в России. Главное внимание автора сосредоточено на развитии живописи, скульптуры и архитектуры как западноевропейской, так и русской, начиная с Древнего Египта и заканчивая концом XIX века. Отдельные главы, особенно в первых частях книги, содержат развернутое и достаточно интересное изложение истории костюма. Это сделано в главах о Древнем Египте, Греции и Риме. Также отдельная глава посвящена костюму эпохи средневековья и Нового времени.

Самым занимательным и подробным разделом книги является рассказ о жизни Рима. Здесь много описаний традиций, быта, обрядов, системы воспитания, роли матери в семье, ритуалов приема пищи, развлечений и зрелищ и многого другого. Очень хорошо написана и насыщена информацией глава об арабском искусстве, где много внимания уделено влиянию мусульманства на искусство других стран. Несомненным достоинством автора данного труда является то, что он много внимания уделяет жизни и быту тех эпох, о которых пишет, причем делает это живо и увлекательно. Однако, начиная с эпохи Возрождения, во главу угла ставится живопись, упоминается скульптура, остальные же виды искусства освещаются вскользь. В главе об искусстве России XVIII - XIX веков наиболее интересными фрагментами, не встречающимся в иных текстах, являются описания истории строительства и росписей интерьеров Исаакиевского Собора и храма Христа Спасителя. Вообще в книге есть довольно много материалов о росписях храмов и участии в этой работе известных мастеров живописи.

Автор поставил перед собой задачу «составить популярное сочинение по истории искусств – не для специалистов, а для массы учащейся и интеллигентной», с чем он в полной мере справился. Наиболее интересна первая половина книги. Однако, начиная с Нового времени, изложение материала становится все более кратким, поскольку текст нужно было уместить в заранее установленный объем, и потому в последних главах книга превращается в справочник, где характеристике каждого из авторов отводится всего несколько строк. Но древний период развития истории искусства читается с интересом и позволяет узнать множество подробностей и деталей, тех, с которыми в более поздних книгах, к примеру, изданных после революции 1917 года, уже встречаться не приходится. И этим книга, пожалуй, наиболее ценна.

Р.И. Боровикова