Погружаясь в историю: дагерротип и фотография

Фотография сегодня чрезвычайно популярна и по своей массовости лидирует среди всех прочих видов искусства. Современный мир невозможно представить без фотоаппарата и видеокамеры. Это стало настолько привычным и естественным, что мы уже не мыслим своего существования без подобных достижений человеческого ума, помогающих увидеть мир вокруг нас точнее и пристальнее. Во многом именно по этой причине ныне у человечества нередко возникает иллюзия всемогущества и вседозволенности, ощущение того, что прогресс технический идет параллельно с движением по восходящей во всех остальных сферах жизни, в том числе и в искусстве. Для того, чтобы убедиться, что это не совсем так или, скорее, вообще не соответствует реалиям, достаточно обратиться к истории фотографии. Знакомство со старыми снимками приводит к довольно парадоксальному выводу: по своим художественным достоинствам они нисколько не хуже того, что мы видим на фотовыставках сегодня, а в чем-то даже и превосходят их, например, своей обстоятельностью.

Возможность для подобного утверждения представляет просмотр иллюстративного материала CD-ROMа «Фотография и дагерротип», состоящего из 5000 избранных фотографий периода ее становления как самостоятельного вида искусства, начиная с первых дагерротипов 1830-х годов и заканчивая снимками начала XX века. Путешествие по визуальной истории человечества этого времени дает немалое количество пищи для размышлений, касающихся как бытовых деталей, так и облика самого человека, его представлений о жизни. Нужно заметить, что несколько затрудняет пользование диском то, что фотографии расположены по принципу каталога, т.е. в алфавитном порядке по фамилиям авторов, имена которых, к сожалению, зачастую мало известны, хотя смотреть все подряд занятие, конечно же, не быстрое, но зато крайне увлекательное.

Откроем некоторые, наиболее интересные и своеобразные страницы этой иллюстрированной энциклопедии XIX века. Для тех, кто хотя бы однажды слышал обозначение прародителя современной фотографии - дагерротипа, названного так в честь своего создателя, Луи Жака Манде Дагерра, диск дает уникальную возможность увидеть его работы. Это 12 снимков в жанре натюрморта, пейзажа и портрета, являющихся первыми фотографиями. Кроме этого, здесь представлены образцы произведений других мастеров начального периода развития фотоискусства. В частности, это около ста снимков наиболее известного среди них - англичанина Уильяма Генри Фокса Толбота. Он занимался математикой и химией, археологией и лингвистикой, а параллельно с этим был изобретателем, создавшим способ закрепления изображения на бумаге. Благодаря его находке появилась возможность печатать фотоснимки. Подобное достижение было важным шагом, поскольку дагерротипы существовали только в единственном экземпляре, так как изображение делалось на серебряной пластинке, подвергнутой в темноте воздействию паров йода. Именно У. Толбот стал автором метода позитива и негатива, используемого в фотографии и сегодня. Фотограф назвал свой метод «калотипией», что с греческого можно перевести как «образец красоты». Изображение в этом случае делалось на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором. После этого бумажную пластинку проявляли и закрепляли, получая негатив. Затем с негатива на светочувствительной бумаге печатали позитив. На диске «Фотография и дагерротип» представлены обе стороны процесса фотографирования в этой технологии. Пример тому позитивная и негативная копии снимка известной скульптурной группы «Лаокоон». В 1844 - 1846 годах У. Толбот выпустил первую в мире книгу, иллюстрированную фотографиями - «The Pencil of Nature», серия натюрмортов из которой также представлена на диске.

В начале 1850-х годов фотография делает следующий шаг в своем развитии: появляется коллоидный способ съемки, когда снимали на светочувствительную стеклянную пластинку, покрытую коллоидной эмульсией. Далее негатив проявляли и закрепляли, а снимки печатали на бумаге. Из мастеров этого этапа на диске представлены работы француза Ипполита Байяра, в том числе и сделанные коллоидным методом, постепенно вытеснявшим дагерротип.

Рассматривая фотоснимки середины XIX века и оценивая их с позиций сегодняшнего дня, в который раз убеждаешься в том, что очень часто новое - это прочно забытое старое. Старые фотографии, особенно в жанре натюрморта, по многим параметрам вполне профессиональны даже сегодня, например, с точки зрения построения композиции. Так что, на наш взгляд, в первую очередь диск и коллекция фотографий будет полезна всем тем, кто не только любительски, но и профессионально занимается фотографией, а таковых сейчас немало.

Но этим сфера возможностей использования данного диска не ограничивается. Особый интерес он представляет для педагогов, причем в самых различных областях знания, и не только гуманитарного. Понятно, что если к слову учителя в процессе обучения добавляются документальные фотоснимки: виды городов, архитектурные памятники или изображения людей, словом, многообразная визуальная информация, то это не только оживляет урок, но и делает изложение материала убедительным и запоминающимся. Фотографией активно занимались ученые. Так, американский фотограф и исследователь Идверд Майбридж создал серии снимков, запечатлевших фазы движения разных животных: слона, львицы, верблюда. Работы эти представляют интерес скорее с научной, нежели с художественной точки зрения, да и изначально они предназначались для решения познавательных проблем. Этот же аспект интересовал физика, физиолога и фотографа Этьена-Жюля Маре, снимавшего бег, ходьбу и прыжки человека.

Преподавателям истории, литературы и мировой художественной культуры диск поможет сделать занятия запоминающимися и увлекательными. Здесь размещено большое число фотопортретов писателей, поэтов, представителей самых разных ветвей культуры, политических деятелей. Причем это как довольно известные и часто воспроизводимые снимки: Л. Толстого или весьма популярного у фотографов А. Чехова, так и редкие, в печатной литературе почти не встречающиеся, как групповой портрет семьи Чеховых С. Исааковича или два великолепных снимка с изображением писателя работы Д. Асикритова, «Портрет О. Бисмарка» Франца фон Ленбаха. Есть на диске и снимки самого Антона Павловича, сделанные им во время путешествия на Сахалин. Большей частью они посвящены жизни каторжан, хотя есть и видовые пейзажи («Главная улица Мариинска»). Учителей истории заинтересуют «Ярмарочные павильоны на Пасхальной неделе на Адмиралтейской площади Санкт-Петербурга» А. Лоренса, «Вид с колокольни Ивана Великого» с панорамой Москвы конца XIX века или «Храм Христа Спасителя» того же времени, которые запечатлел Альберт Мей.

Самым популярным жанром фотографии был, да и остается до сих пор, портрет. Вполне естественно, что и на диске много самых разных по характеру изображений. Среди запечатленных персонажей немало людей малоизвестных или вовсе неизвестных, хотя это нисколько не умаляет ценности таких снимков. Они не только представляют многообразный материал по истории костюма, традициям и укладу жизни, но и позволяют ощутить характер времени, увидеть как жили, понять, о чем думали, к чему стремились люди позапрошлого века. Впрочем, значительное число портретов является изображениями деятелей искусства и, в частности, театрального. Наиболее яркий из них - «Портрет Веры Комиссаржевской с братом» работы известного нижегородского фотографа Максима Дмитриева, более 40 лет делавшего снимки в собственном портретном ателье. Однако в истории фотографии он более известен как мастер репортажной, документальной фотосъемки. На протяжении девяти лет мастер занимался фотографированием волжских пейзажей, сняв всю великую русскую реку - от истоков до устья. Наряду с этим М. Дмитриева привлекала обыденная жизнь людей края, и потому он снимал жанровые сюжеты и бытовые сцены. Один из снимков волжской серии - «Охотники» - можно увидеть на диске.

Здесь также помещены снимки одного из самых известных мэтров портретной фотографии в России, петербуржца Андрея Деньера. Его снимки по композиции близки живописи, поскольку мастер имел художественное образование и учился в Петербургской Академии художеств. Именно в фотоателье А. Деньера работал ретушером Иван Крамской, в будущем известный живописец-портретист, который за свое мастерство прослыл «богом ретуши». И уже став известным, И. Крамской нередко писал свои заказные портреты с фотографий, так же как и ученик Алексея Венецианова, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, портретист Сергей Зарянко. Оба они нередко заказывали А. Деньеру фотоснимки, как тогда называли, «вспомогательные листы», которые затем использовали при работе над холстом. А. Деньер начинал свою работу с дагерротипов, один из которых можно увидеть на диске. Это «Портрет княжны Дашковой», подцвеченный акварелью. Но более интересны коллоидные фотоснимки А. Деньера, один из которых запечатлел группу русских художников-передвижников, или «Портрет З. Гиппиус с историком искусства и критиком А. Волынским».

Крупным мастером фотографического портрета был француз Андре-Адольф-Эжен Дисдери, который наряду со снимками большого размера, называемых кабинетными, первым ввел в обиход и сделал модными небольшие фотографии размером 6 х 8 см, так называемые «визитки». Как те, так и другие обычно дарили на память. Визитки за несколько лет покорили не только Европу, но и Америку. В те времена стало модным обмениваться такими карточками, и как следствие подобного увлечения появились первые фотоальбомы. А. Дисдери снимал не только императора Франции Наполеона III и императрицу Евгению. Перед его камерой позировали многие особы высшего света, и потому он долгое время был законодателем мод в профессиональной портретной фотографии. На диске представлены не только образцы таких фотографий, но и своеобразная визитная карточка итальянского театра, которая при внимательном рассмотрении оказывается неким подобием рекламной листовки или школьной групповой фотографией образца сороковых годов прошлого века. Кроме этого, А. Дисдери одним из первых стал использовать съемку одного человека в нескольких позах, печатая эти снимки в формате «визитки» и размещая их на общем паспарту.

Один из примечательных эпизодов из истории ранней фотографии, а точнее дагерротипа, в России связан с судьбой декабриста Сергея Волконского. Известный петербургский портретист Альфред Давиньон был одним из первых, кто открыл дагерротипное ателье в России. Газеты тех лет писали, что он сделал портреты с половины Петербурга. В 1845 году мастер решил отправиться в путешествие по стране. Он побывал в Москве, на Украине, а затем поехал в Сибирь. Здесь фотограф посетил места ссылки декабристов, в том числе и Иркутск, где снял Сергея Волконского, его жену и детей. После этого на А. Давиньона в III отделение канцелярии императора поступил донос, и он был арестован. Дагерротипы конфисковали, а самого автора снимков, не найдя в его деяниях преступного умысла, отпустили на свободу. Два портрета из этой декабристской серии, самого С. Волконского и его жены, также можно увидеть на диске.

И еще об одном российском мастере хочется рассказать. Это Сергей Левицкий - одаренный фотограф, предприниматель, общественный деятель, более полувека посвятивший искусству фотосъемки. Выпускник юридического факультета Московского университета, он увлекся дагерротипами. В 1845 году в Риме он сделал групповой портрет русских художников, живших тогда в вечном городе. На снимке был запечатлен и Николай Васильевич Гоголь, друживший с художниками. Следует сказать, что этот снимок является единственным фотографическим изображением Н. Гоголя. Несколько лет мастер совершенствовался в искусстве съемки в Париже, а в 1849 году открыл в Петербурге собственное дагерротипное заведение под названием «Светопись». Он был очень популярен как фотограф среди членов царской семьи. Но наиболее известны его портреты деятелей литературы, искусства и науки. Он был двоюродным братом Александра Герцена и во время пребывания в Париже сделал его портрет. В 1856 году был сделан снимок молодого Льва Толстого, в 1861 году камера Левицкого запечатлела С. Волконского. Все эти портреты можно увидеть на диске.

Люди из мира искусства не только служили моделями для фотографов, но и сами нередко брали в руки камеру, что было достаточно распространенным явлением. Так, фотографом-любителем был писатель Эмиль Золя, который занялся фотографией в конце 1880-х годов. На диске размещено более восьмидесяти его снимков. Фотографии являлись для писателя страницами своеобразного дневника, зарисовками для сохранения впечатлений. Он с увлечением фотографировал улицы Парижа, собственный парк, близких людей. В снимках, так же как и в литературе, Э. Золя был зорок и наблюдателен. По характеру это снимки именно писателя-реалиста, видящего мир подробно и детально, эти работы репортажны, они в полной мере являются остановленными мгновениями. Поклонникам романиста небезынтересно будет проследить взаимосвязи литературного и фотографического творчества мастера, увидеть сходство и различие видения мира в разных видах искусства. Что же касается художественной стороны снимков, то особенно интересны пейзажи писателя, нисколько не уступающие снимкам профессионалов.

Однако особенно явно связи фотографии с изобразительным искусством, в частности, с живописью, видны на примере ателье Надара. Это псевдоним Гаспара Феликса Турнашона, который был наиболее яркой личностью среди фотографов-портретистов середины и второй трети XIX века. Человек увлекающийся, деятельный и талантливый: журналист и беллетрист, карикатурист, изобретатель и аэронавт, друг Жюля Верна, подсказавший писателю замысел романа «Полет на луну», потомкам Надар остался известен более всего как фотограф. Открыв в 1853 году вместе со своим братом ателье в Париже, фотограф начал с дагерротипов, затем освоил коллоидную съемку и продолжал неустанно искать новые области использования фотографии. Он первым стал делать снимки с высоты птичьего полета, когда в 1856 году поднялся с фотоаппаратом в гондоле аэростата, чтобы запечатлеть Париж. Полет Надара изобразил в своей карикатуре художник Оноре Домье. На рисунке ветер сорвал с фотографа шляпу, но он, несмотря на то, продолжает делать снимки. В 1861 - 1862 годах Надар фотографирует парижские катакомбы, используя электрический свет. В собственной студии на бульваре Капуцинок он запечатлел многих знаменитых людей. Это композиторы Жак Оффенбах, Камиль Сен-Санс, Ференц Лист, писатели Анатоль Франс, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Жюль Верн, Иван Тургенев, Жорж Санд, создатель знаменитой башни, инженер и архитектор Гюстав Эйфель, политические деятели Джузеппе Гарибальди и Петр Кропоткин. У Надара снимался русский император Александр III с семьей.

Все портреты мастера отличаются лаконизмом и цельностью. Он стремился передать не только глубину, но и гармонию внутреннего мира своих моделей. Чаще всего фотограф использовал поколенные изображения на нейтральном фоне, уделяя особое внимание повороту фигуры, ее позе и жестам рук. Все это было необходимо для того, чтобы не отвлекать зрителя от моделей, позволяя ему размышлять, проникать в их душу. Этим портреты XIX века существенно отличаются от работ следующего, XX столетия, где на первый план нередко выходит не сама модель, а изыски и художественные ухищрения фотографа, который становится полноценным участником процесса создания художественного образа. В предыдущую же эпоху фотограф мыслил себя как передаточное звено, как тот, кто может запечатлеть мгновение, сохранить его для истории, но не вмешивается так активно в жизнь как, к примеру, живописец.

Надар приложил немало сил, чтобы разбить недоверие к фотографии среди художников. Многие из них стали персонажами его портретов: Гюстав Доре, Огюст Роден, Эжен Делакруа. Но только этим связи не ограничивались. Известно, что в 1874 году именно в помещении студии Надара открылась групповая выставка импрессионистов. Именно здесь они собирались, здесь же, в ателье нередко шли споры как о фотографии, так и о живописи. Принципиальным для них было то, что основная идея импрессионистов, заключающаяся в желании запечатлеть на холсте короткий миг, мгновение из непрерывного потока событий и передать собственные впечатления от него, в основе своей имеет сходство с фотографией. Да и сами художники нередко брали в руки фотоаппарат. Показательны снимки Эдгара Дега, известного своими живописными изображениями балерин, где он активно использует фотографические приемы: сложные, непривычные ракурсы, кадрирование. Дега-художника более всего интересовало движение, и потому его фотоснимки - это элементы разнообразных положений фигур балерин. Сопоставление фотографий мастера с его живописью свидетельствует об их сходстве («Танцовщицы балетного объединения»). Дега увлеченно снимал балерин, театральные сцены, обнаженную модель, а также делал портреты. Так, на диске можно увидеть портрет художника Огюста Ренуара и поэта Стефана Малларме.

И еще об одном своеобразном мастере хочется рассказать. Это работавший в первой трети XX века Жан-Эжен-Огюст-Атже. Актер по профессии, уже будучи немолодым человеком, он увлекся фотографированием и стал бытописателем Парижа, работая в области жанровой документальной фотографии, снимая обычных жителей Парижа с их будничными заботами. Кроме того, камера фотографа запечатлела многочисленные виды улиц Парижа и его предместий, Версальского дворца и парка. Все это сближает его с импрессионистами, с их интересом к городским темам. Художник не приукрашивал реальность, но его взгляд отличает поэтичность наряду с наблюдательностью. Снимки Ж. Атже были настолько тонкими, живописными и художественными, что некоторые мастера изобразительного искусства, в частности, Ж. Брак, А. Дерен, М. Утрилло, пользовались его фотографиями как вспомогательным материалом при создании своих произведений. Наиболее своеобразной областью интересов мастера были серии видовых фотографий Парижа: «Исторические места», «Вывески», «Магазины и витрины», «Старые дома, старые улицы». Эти детальные зарисовки из жизни помогут педагогу, да и любому человеку, интересующемуся историей рубежа позапрошлого и прошлого веков, почувствовать атмосферу времени. Названные серии представляют интерес и для тех, кто изучает историю рекламы или профессионально занимается ею. На диске мы можем воочию увидеть уличных торговцев, многочисленные магазины, лавочки, кафе, кабаре, красочно описанные в литературе и запечатленные в изобразительном искусстве. Эти материалы станут несомненным подспорьем при изучении курса мировой художественной культуры. Для тех же, кто занимается историей быта и материальной культуры, будет интересна серия «Интерьеры».

В завершение разговора о диске и истории фотографии, тем, кого заинтересовала эта тема, для более детального знакомства хочется порекомендовать книгу знатока фотографии Сергея Морозова «Творческая фотография», вышедшую в 1985 году в московском издательстве «Планета» и являющуюся наиболее подробной историей фотографии на русском языке. Наличие книги сделает работу с диском более осмысленной, но и без книги, сам по себе, диск представляет собой крайне увлекательное путешествие по истории XIX века и дает большой объем иллюстративного материала, помогающего сделать занятия по предметам гуманитарного и художественно-эстетического профиля яркими и запоминающимися.

Как-то в начале XX века знаменитый французский писатель А. Франс посетил в Париже биолога Илью Мечникова, который был заядлым фотолюбителем, и спросил ученого о том, чем его привлекает фотография. Ответ был таким: «Если систематически закреплять при помощи фотографического аппарата всю проходящую мимо нас жизнь, то получится в результате бесконечно длинная полоса изображений прошлого. А прошлое, чем дальше оно отходит, тем делается для нас дороже». И с этим трудно не согласиться.

Р.И. Боровикова