Эрмитаж обосновался в Сибири

Выставка произведений западноевропейских художников из коллекции Государственного Эрмитажа, с большой торжественностью в присутствии первых лиц и директора Эрмитажа М.Б. Пиотровского открытая в Новосибирской картинной галерее 22 октября 2003 года при огромном стечении журналистов и публики, похоже, открыла новую страницу в художественной жизни города. Проект этот, разработанный по всем правилам рекламных кампаний, является комплексным, что, как правило, не характерно для событий местного уровня. Кроме непосредственно самой выставки, проект включает большое количество самых разнообразных мероприятий, так или иначе связанных с Эрмитажем и его коллекциями, что превратило его в своего рода PR-акцию музея, обозначив тем самым активную культурную экспансию европейской культуры на территорию Сибири и фактически сделав его неким образцом по организации менеджмента в области культуры.

Большой блок лекций, рассчитанных на разный уровень подготовленности и различные возрастные группы, прочитанных на протяжении двух недель сотрудниками Эрмитажа, причем не только в городе, но и в области, круглые столы, выступление музыкантов оркестра Государственного Эрмитажа, показ фильма режиссера А. Сокурова "Русский ковчег", посвященного Эрмитажу, - все это привнесло в происходящие события оттенок столичности, задав местной художественной жизни ускоренный темп. В дни двухнедельной акции возникало непривычное для наших мест ощущение полноценности культурной среды в городе, которое нынче время от времени возникает в Новосибирске поочередно то в музыке, то на театральных подмостках, ну а теперь пришло время праздника для изобразительного искусства. Все эти мероприятия проходят в рамках долгосрочной научной, культурно-просветительной и образовательной программы "Эрмитаж в Сибири", каковая и была подписана на презентации выставки.

Однако все же сердцем акции и главным центром притяжения стала сама выставка, которая, как теперь принято, была дополнена прекрасно изданным каталогом, достаточно полно представляющим информацию о показываемых произведениях, и буклетом. Как и положено солидному музею, некоторые из произведений, показываемых на выставке, экспонировались впервые, и это был один из сюрпризов, преподнесенных горожанам.

Что касается самих произведений, то, как и обычно, Эрмитаж не обманул ожиданий и выставил произведения достаточно высокого художественного уровня. Обычно, говоря об Эрмитаже, мы вспоминаем его знаменитую коллекцию импрессионистов либо его многочисленные коллекции декоративно-прикладного искусства, последнее, кстати, неоднократно показывалось в нашем городе. Но на этот раз музей представил новосибирцам, и только им, потому как выставка более нигде показываться не будет, менее известную, но даже и поэтому более интересную часть своего собрания. К нам привезены произведения так называемой "россики", явления широко бытовавшего в русской художественной культуре на протяжении всей ее истории. Такое название у искусствоведов получили произведения, созданные иностранными художниками во время их пребывания в России. Основной акцент выставки сделан на произведениях, созданных в XIX веке, хотя несколько вещей относятся к веку XVIII, и на одном жанре - портрете, причем опять-таки лишь на одной из его разновидностей - портрете официальном. 27 работ, из которых 23 живописных и 4 скульптурных, - это в основном изображения членов царской семьи либо людей, близких ко двору. Таким образом, работы эти характеризуют вкусы царской семьи, что весьма интересно, особенно учитывая возникший в обществе за последние годы интерес к идеям монархизма.

Среди показываемых работ творений, созданных звездами первой величины, немного. Это портреты английского мастера Джорджа Доу, который с 1819 года десять лет работал в Петербурге по приглашению Александра I, исполнив за это время 335 портретов для Военной галереи Зимнего дворца, и известный немецкий живописец Франц Крюгер, несколько раз приезжавший в Россию для выполнения заказов. Но даже если имена создателей портретов и не так уж широко известны, в любом случае работы дают нам возможность не только получить удовольствие от созерцания живописи высокого качества, но и в какой-то мере прикоснуться к истории российского общества позапрошлого века, увидеть изображения его лучших представителей, составить свое представление об этих людях. Например, здесь можно увидеть изображение Александра Сергеевича Меншикова, правнука известного сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова, или Александра Аркадьевича Суворова, внука полководца А.В. Суворова. Помимо этого, здесь представлено изображение императрицы Жозефины, жены Наполеона, ее сына от первого брака Евгения Богарне и младшего сына Евгения Богарне - герцога Максимилиана Лейхтенбергского, который был женат на старшей дочери Николая I, великой княжне Марии Николаевне.

Выставка будет работать до 7 января, и у вас еще есть возможность окунуться в мир прошлого.