Юбилейная выставка

Нынешний год является юбилейным не только для нашего города, но и для Новосибирской организации Союза художников, хотя она и значительно моложе города. Официальной датой, с которой начинается история организации является 1933 год. 70-летие Союза первоначально было отмечено большой выставкой из фондов картинной галереи под названием "Неизвестный Союз", представившей зрителям искусство первой четверти существования Союза художников - с 1933 по1958 годы. Экспонировавшаяся практически все лето, с мая до середины сентября, выставка эта по сути явилась презентацией для всех любителей искусства малоизвестной части собрания картиной галереи, поскольку сегодня постоянной экспозиции произведений сибирских художников музей не имеет.

Внимательный и заинтересованный зритель мог найти здесь для себя много интересного. Но выставка завершилась и сама уже стала историей. И теперь под занавес юбилейного года, с 3 декабря и до конца месяца в залах Новосибирской картинной галереи будет экспонироваться своеобразное хронологическое продолжение первой экспозиции, юбилейная выставка, которая представит творчество новосибирских художников, работавших во второй половине прошлого, XX века, начиная с шестидесятых годов.

Если первая половина века это скорее время собирания сил, формирования Союза художников, то в конце 1950-х годов и в 1960-е годы в жизни организации происходят значительные изменения. Это касается, в первую очередь, количественного состава, когда за два десятилетия в ее ряды вливаются немалые силы: 55 человек. Причем это были в большинстве своем выпускники художественных вузов и училищ, получившие профессиональное образование в центральной части России и составившие костяк Союза. Вторая половина прошлого века - это время, когда мыслями молодых владело стремление к обживанию новых земель, желание испытать себя трудностями. В эти годы было модным и популярным стремление ехать "в Сибирь за песнями". Можно по этому поводу вспомнить поездку А. Пахмутовой и Н. Добронравова по Сибири.

Особый интерес к Новосибирску был вызван созданием Новосибирского научного центра, который в те годы был символом обновления. Академгородок с его высоким научным потенциалом и европейским уровнем культуры дал новую точку отсчета в жизни города, в том числе и духовной. Среди приехавших в наш город были художники всех специальностей: живописцы - Х. Аврутис, А. Ганжинский, Б. Крюков, И. Наседкин, П. Поротников, И.Попов, В. Семенов, В. Кречетов, А. Кузьмин, Г. Крапивин; графики - Н. Грицюк, В. Лагуна, С.Калачев, В. Чебанов, В. Николаев, Э. Горо-ховский; скульпторы Б. Горовой, Л. Бурлакова, М.Меньшиков, А. Назаров, В. Семенова, В. и Е. Телишевы; монументалисты - А. Чернобровцев, В.Сокол, С. Булатов, В. Кирьянов.

Все эти мастера, а это те, кого сегодня мы называем шестидесятниками, определяли лицо изобразительного искусства Новосибирска 1960-1980-х годов. Они будут представлены на выставке своими этапными, наиболее значимыми произведениями, которые представит на выставку Новосибирская картинная галерея. Эти художники, принадлежат к поколению, которому довелось пережить и испытать на себе как жизнеутверждение и надежды оттепели, так и постепенное угасание этих ожиданий. Кроме этого, в экспозиции мы сможем увидеть произведения мастеров более старшего поколения, созданные в эти же годы: холсты О. Гинзбург, Л. Огибенина, В. и И. Титковых.

В изменившейся ситуации быстро сложился коллектив, что облегчало закрепление людей на новом месте. Хорошо вписались в ситуацию и проводившиеся с 1964 года зональные художественные выставки, первая из которых прошла в Новосибирске. Подъему изобразительного искусства также способствовала система поездок художников Дома творчества, позволявшая поддерживать профессиональный уровень

Работавшие в разных жанрах, начиная с сюжетно-тематической картины, которая была самым почитаемым и наиболее официальным жанром и заканчивая портретом и пейзажем, художники, каждый по-своему, отразили эпоху, в которую им довелось жить, показали ее идеалы и выра-зили мироощущение тех лет. Сегодня это время уже стало историей и потому особенно интересно посмотреть на произведения с иных позиций, другими глазами.

Если искусство шестидесятников ныне в большой степени уже стало историей, хотя некоторые мастера - Е. Телишева, И. Попов, А. Тришин, А. Чернобровцев, В. Лагуна продолжают работать, то следующее поколение, которое вошло в художественную жизнь во второй половине 1970-х годов и было названо критикой тех лет "семидесятниками" сегодня практически определяет лицо художественной жизни города, являясь ныне ее лидерами. Первоначальным ядром и центром этой группы стали М. Омбыш-Кузнецов, В. Бухаров, Н. Толпекина и Я Яковлев. Затем этот "квартет" на протяжении восьмидесятых и начала девяностых годов интенсивно пополнялся, притягивая к себе в той или иной степени в целом разных по творческим предпочтениям и интересам мастеров: Т. Грицюк, Т.Владову, А. и В. Беляевых, А. Шурица, Г. и Л. Шляга, В. Степаненко, А. Крутикова, Е. Лукина, В. Фатеева, А. Филиппова, а также более молодых В. Иванкина, Ю. Третьякова, А. Жукова. Данная группа художников представлена на выставке произведениями, созданными в последние годы. Общественные катаклизмы перестроечной поры и рыночная ситуация частично скорректировали творческую манеру многих из представителей этого поколения, хотя в основных чертах стиль их остается узнаваемым. Негативные стороны коммерциализации искусства коснулись этой группы лишь отчасти. Хотя существует одна новация этих лет, затронувшая очень многих: она заключается в почти полном исчезновении графики, которая с начала девяностых годов уходит на периферию художественных интересов, уступая место живописи. Для Новосибирска это было движением назад, поскольку в нашем городе графика всегда была наиболее интересно и своеобразно развивающимся видом искусства.

Следующее поколение членов организации - самое молодое, оно сформировалось в девяностые годы. Ситуация этого времени принимает иные очертания. Если в семидесятые и отчасти в восьмидесятые годы в Новосибирск еще приезжали художники, получившие образование в европейской части России, но при этом существовала и местная "кузница" кадров - архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института, то с начала девяностых поток при-езжих иссяк, однако здесь весьма кстати появились собственные учебные заведения: кафедра монументально-декоративного искусства Архитектурно-Художественной Академии и Художественное училище, которые в какой-то степени восполняли потенциал изобразительных сил. В сфере творчества в эти годы возникает противостояние и размежевание традиционалистов и художников постмодернистской ориентации. Думается, что это процесс закономерный, свидетельствующий о динамике в развитии искусства и о появлении рыночных элементов в этой сфере. Право на существование имеет и то, и другое, если это не превращается в стремление объявить свой вариант видения мира единственно возможным. Как правило, в таких спорах лучшим судьей является время и его приговор нам сегодня неизвестен.

Лидерами в искусстве этих лет стали братья Д. и С. Меньшиковы, М. Казаковцев и С. Мосиенко. Успешно вписавшиеся в новую ситуацию и умело использовавшие ее плюсы, они на сегодня, думается, стали художниками новой генерации. В творчестве крен в сторону живописи сохраняется, хотя постепенно оживает графика, примером чего являются принты Е. Ходаевой, продолжающие линию традиционной графики по манере, но новые по технике печати.

Таковым видится на сегодня развитие изобразительного искусства в нашем городе. О перспективах говорить не будем, поскольку в ситуации перемен это занятие достаточно бесплодное и бесполезное. Одно можно сказать, что жизнь продолжается, а вместе с ней развивается и изобразительное искусство.