Знакомимся с дипломами

17 сентября 2003 года в выставочных залах Союза художников по ул. Свердлова, 13 открылась совместная выставка дипломных работ выпускников Новосибирского государственного художественного училища и художественно-графического факультета Новосибирского государственного педагогического университета. Защита диплома - это определенный рубеж в жизни каждого творческого человека и потому столь важно для начинающих художников еще раз, после того как страсти и эмоции несколько улеглись, спокойно посмотреть на результаты своих трудов и оценить, что в них получилось, а что нет, что имеешь в активе, с каким багажом можно идти дальше.

Сегодня подобные выставки-отчеты выпускников учебных заведений, готовящих специалистов в области изобразительного искусства в нашем городе стали уже традиционными, и на вернисаже прозвучало вполне логичное предложение на следующий год сделать выставку уже трех учебных заведений, добавив работы выпускников Новосибирской архитектурно-художественной Академии, обычно показывающей дипломы в собственных выставочных залах.

В соответствии со специализацией художественное училище представило на выставку, с одной стороны, произведения выпускников живописного отделения, с другой - лучшие вещи дизайнеров, в частности, отделения графического дизайна. Интересной стороной живописной части экспозиции было ее разнообразие как в выборе тем, так и в их интерпретации, что свидетельствует о наличии индивидуального подхода к студентам в рамках обучения, о реализации творческих возможностей каждого из них.

Михаил Барсуков в работе "Партия" представил момент раздумья и размышления. Интересный и не часто встречающийся квадратный формат создает ощущение тесноты пространства, его ограниченности, что приводит к легкой деформации фигуры. Подобное решение создает ощущение напряженности и собранности. "Христианский праздник" Вячеслава Степанова, напротив, работа очень эмоциональная, она построена на контрастах цвета и света. Здесь храм, освещенный лучом солнца, прорвавшегося сквозь тучи, воспринимается как символ духовного начала. Уголок старого Новосибирска, преображенный видением художника, очень романтичный и живописный показала в своей работе "Старый дом" Татьяна Гусева. Совершенно необычное впечатление производит "Портрет в интерьере" Татьяны Машкаровой. Фигура, традиционно занимающая в портретных изображениях центральное место, здесь оказалась внизу холста, а о модели нам повествуют вещи, предметное окружение. Сосредоточенность и серьезность царит в работе Екатерины Коротаевой "В мастерской". Творчество не терпит суеты, его основой является, в первую очередь, труд. С подобной позицией молодого автора нельзя не согласиться. Тем более, что работа композиционнно построена очень грамотно и точно. Таким образом, сама картина подтверждает творческое кредо дипломницы. Надежда Изразцова в работе "За кулисами" представила необычный взгляд на театр. Перед нами артист не в момент триумфа на сцене, а после спектакля, когда исчезла магия игры и от этого еще жестче обозначается реальность бытия с одинокой фигурой уставшего человека в опустевшем затемненном пространстве.

Графический дизайн, показанный на выставке демонстрирует наличие интересных идей, высокое качество исполнения, хороший вкус, прекрасную культуру мышления. Здесь присутствует задиристость и буйство фантазии (Фирменный стиль дизайн студии "Околесица" Екатерины Белковской), классическая выверенность и гармония (Фирменный стиль Центра спутниковых коммуникаций "Нексус" Евгении Поморцевой), отточенность и совершенство цветовых и ритмических решений (Плакаты издательского дома "Экслибрис" Натальи Сафоновой), использование национальных элементов (Фирменный стиль творческого проекта "Весь Алтай" Павла Россомахина).

В разделе дипломных работ художественно-графического факультета педагогического университета количественно преобладали и качественно лидировали пейзажи. Среди них были вещи монументальные, с величественно разворачивающейся панорамой и последовательным чередованием планов ("Тихие воды" Людмилы Соколовой) и произведения натурного характера (серия "Времена года" Оксаны Варламовой). Отдельно хочется отметить натюрморт Елены Левченко "В ожидании святок", прекрасно решенный по колориту, где использована сдержанная благородная коричневая гаммы с тонкими тональными переходами, особенно привлекающий ювелирной точностью композиционного расположения многочисленных предметов. Из портретов точностью и совершенством, свежестью цвета выделялся "Мужской разговор" О. Лядова. К сожалению, видимо, из-за малого выставочного пространства в экспозиции не были представлены работы кафедры декоративно-прикладного искусства, что, конечно же, обеднило представление о защите.

Заканчивая обзор выставки, хочется отметить, что представленные работы привлекают свежестью впечатлений, поиском, многообразием подходов, запоминаются и не оставляют зрителя равнодушным. Думается, что инициатива подобных выставок полезна не только для самих авторов и их педагогов как некий смотр достигнутого, результат сделанного, но и для будущих абитуриентов, тех, кто собирается профессионально заниматься изобразительным искусством и дизайном, да и просто для всех любителей изящных искусств.

Р.И. Боровикова
фото О.А. Алейниковой