Новосибирск прирастает художниками

дипломные работы студентов кафедры монументально-декоративного искусства.

Конец мая и июнь традиционно являются временем защиты дипломов и подведения итогов в художественных учебных заведениях города. Одними из первых эту эстафету начали в середине мая в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, где состоялась защита дипломных работ на кафедре монументально-декоративного искусства. Всего на защиту было представлено девять дипломов, три из которых были подготовлены выпускниками отделения "Монументальная живопись" и шесть - отделения "Керамика".

Дипломники, защищавшиеся по специальности "Монументальная живопись" воплощали свои замыслы под руководством члена Союза художников России Натальи Толпекиной. Она известна как создатель ряда монументальных работ в Новосибирске, в частности, двух мозаичных панно над входами станции метро "Студенческая".

Объектом для дипломных проектов живописцев-монументалистов стало декоративное оформление здания Новосибирского гуманитарного института, расположенного на улице Советской. К сожалению, чаще всего ситуация складывается так, что идеи, придуманные молодыми авторами, на практике не осуществляются, а очень жаль. Потому как то, что они предлагали могло украсить и оживить интерьеры института. Наталья Куц сделала проект витражей для больших полукруглых окон второго этажа института, где использовала мотивы устремленных вверх расцветающих растений, столь характерные для стиля модерн, элементы которого есть в архитектуре. Вертикальные линии витражей зрительно облегчают узкое и массивное здание, а интенсивные красные, зеленые, оранжевые, желтые и синие тона превращают окна в яркое цветовое пятно, активно работающее как изнутри, так и снаружи.

Два других автора: Анастасия Холодкова и Роман Кадачигов представили на защиту свои варианты оформления актового зала того же института, выбрав для них тему, связанную со спецификой института: они размышляли на тему познания человеком мира и самого себя. Проект А. Холодковой отличается оригинальностью решения, поскольку знание здесь имеет вид горизонтального потока, пульсирующего, подвижного и текучего, расположенного по центру трех стен зала. Живая линия, свободно обегающая пространство зала, делает помещение шире и просторнее. Роспись выполнена в мягких тонах, она спокойна и лирична. Перед нами чисто женский вариант видения интерьера. Второй проект, выполненный Р. Кадачиговым решен более жестко и конструктивно. Автор увидел знание как взаимодействие человека и информации, их взаимосвязь и вместе с тем противостояние, поскольку познание нового - это стремление заглянуть в неизведанное, что по сути своей всегда требует преодоления, выхода за пределы привычного. Дипломник довольно смело взялся за визуальное воплощение подобной, сугубо рациональной темы и это ему вполне удалось Сопоставление мира живого и неживого, человека и логики познания, их разница и вместе с тем взаимное дополнение - вот тот аспект, который ему интересен. Каждая из этих сфер имеет свое пластическое и цветовое выражение. Мир информации - это стилистика конструктивизма с четкими, геометрическими очертаниями похожих элементов, он увиден автором в серых тонах. Человек в росписи представлен в виде условных, схематизированных фигур, играющих скорее роль знака, пластически сближаясь со сферой неживого, с изучаемым объектом. Изображения людей выделены акцентами красного и синего цвета, воплощающими идею озарения, творчества, поиска..

Самой интересной, душевной и увлекательной, по крайней мере для зрителей, частью защиты стали дипломы керамистов. Шесть человек, разных по характерам и интересам показали комиссии результаты своих творческих поисков.. Все дипломы готовились под руководством известного новосибирского мастера керамики Алены Залуцкой, которая была не только официальным руководителем, но и фактически их душой и своеобразным эпицентром.

Думается, здесь вполне уместно сделать отступление и, оставив на время представление дипломов, сказать несколько слов о творчестве самой А. Залуцкой. Выпускница Новосибирского художественного училища, в 1997 году она закончила Красноярский художественный институт по специальности "Керамика". Ее итоговая работа по завершении института, а это была серия керамических сосудов "Состояния", была признана лучшим дипломом года и награждена премией имени народного художника России Ю.П. Ишханова. С 1997 года А.Залуцкая преподает на кафедре монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной Академии. Кроме этого, она регулярно выставляет свои работы, участвуя в групповых выставках в Новосибирске и Красноярске. В 2002 году прошла персональная выставка художницы в галерее "Старый город". А. Залуцкая - автор думающий и размышляющий, в этом заключена отличительная черта ее творчества. Ее работы всегда несут смысловой подтекст, определенную мысль, при этом заданную автором не однозначно, а довольно свободно, Пластика творений художника ассоциативна по сути своей и глядя на ее работы понимаешь, что глина не только самый древний и вечный, но и самый универсальный материал, который может иметь беспредельно широкое эмоциональное и образное наполнение. В творчестве А. Залуцкой причудливо соседствуют восточные элементы и воспоминания об античности, изысканные кариатиды и простота греческих пифосов, архаическая незатейливость форм и желание воплотить в них тонкие эмоциональные состояния. Обладая хорошим вкусом, автор не делает из многообразия использованных стилистических традиций постмодернистского смешения, а работает с ними тактично и серьезно, посему налицо бесспорный результат: все ее создания представляются органичными и одухотворенными, они впечатляют и запоминаются.

Художник беззаветно любит свой материал- глину и потому предпочитает работать на контрастах, когда каждая из серий представляет собой абсолютно своеобразный по пластике мир. Автор таким образом испытывает возможности материала, его крайние, предельные точки существования. Потому нередко среди ее работ можно встретить мощные брутальные сосуды, которые в самой своей простоте формы позволяют почувствовать особое отношение между автором и материалом, созвучие души художника и глины, строящееся не на его покорении и преодолении, а на взаимодействии с ним, вслушивании в него. Подобная черта творческого характера позволяет А.Залуцкой столь же трепетно и бережно относится к своим ученикам, не подстраивая их под себя, а только лишь направляя и корректируя, позволяя самим осознать свои творческие пристрастия. Именно поэтому группа керамистов была удивительно цельной и сплоченной, в показанных работах явно чувствуется духовное и душевное родство, внутренняя близость, но при этом каждый из молодых авторов имеет свое, вполне узнаваемое и индивидуальное лицо.

Елена Синюта в декоративной композиции "Птицы" в качестве исходного пластического мотива выбрала сидящих на ветках птиц и таким образом появилась возможность использовать перетекание очертаний от узкого, острого приподнятого клюва через гладкое с мягкими линиями тело к пышным кустам-опорам. Цельные крепкие фигура птиц являются узлом, центром композиции, который дополнен легким неназойливым декором, оплетающим изображение как ажурная сетка. В деталях, а это ветви кустов, на которых сидят птицы или прорези в хвостах мы видим тонкую. почти кружевную работу, ассоциирующуюся с восточными воспоминаниями о Востоке с его прихотливостью и изысканностью.

"Куриные боги" Марии Сухушиной являются ее импровизациями на тему оберегов домашней птицы, которые традиционно использовались в крестьянском быту для защиты от сглаза и злых сил. Обычно это были самые разные предметы: камешек со сквозным отверстием, кувшин или глиняный рукомойник без дна, повешенные в курятнике либо на видном месте в крестьянском дворе. Идея оберега позволила автору обратиться к магической, идущей от язычества функции пластики. Исконные языческие архетипы приобрели у нее несколько исходных пластических форм - это отверстие, круг, яйцо, условно изображенная курица, которые мыслятся как некие первичные основы, из которых складывается материальный мир. Эти пластические мотивы, варьируясь и сочетаясь, превращаются в самые диковинные образования. В бесконечной череде трансформаций формы могут становиться очень большими или превращаться в маленький камешек, на них могут появляться перья, подвески и самые разные детали, а курица превращается в сосуд причудливой формы. Таким образом, автором заложена идея бесконечности преобразований. Кроме того, и глина понимается художником как нечто живое, бурлящее, заполненное жизненной силой, как некая исходная материя. На подобный замысел вполне естественно ложится идея оберега с ее пониманием того, что окружающий нас мир населен духами, несущими добро, помогающими защититься от духов злых.

Ольга Грудцына в качестве дипломной работы выполнила сервиз для спиртных напитков, имеющий название "Киевские львы охотятся за киевскими ласточками". Львы и ласточки выбраны ею как два символа города Киева. Автор довольно точно чувствует особенности народной украинской керамики с ее любовью к юмору, игре, и непременным множеством декоративных деталей, прихотливо оплетающих все предметы. Эти вещи можно долго рассматривать, их хочется подержать в руках, они радуют глаз, вызывая улыбку. При этом довольно простые по форме вещи, чаще всего округлые, благодаря мелкому и дробному, исполненному с большой выдумкой и фантазией растительному орнаменту напоминают растения, становятся живыми, а потому лапы львов украшены когтями наподобие завитков травы, а пробки бутылей превратились в цветы. Здесь все живет, движется и действует. Озорные и забавные охотящиеся львы стали декоративными фигурами, один из них взмахнул лапой, пытаясь поймать ласточку, второй притаился. Ласточки же в сервизе нашли свое место на рельефах сосудов, ненадолго задержавшись на них, чтобы снова взмыть в воздух.

Иное настроение, торжественное, эпическое, былинное свойственно серии из четырех декоративных блюд под названием "Баллада о Герое", выполненной Марьяной Локцик. Содержание, положенное в основу работ вполне соответствует эпосу: герой гибнет, но благодаря этому в мире восстанавливается порядок. Перед нами проходят части цикла, где показан "Герой", "Та, которая ждет", "Хождение по семи морям" и "Битва с чудовищем". Круг в очертаниях блюд хорошо ложится на смысловую, образную сторону работ с их идеей достижения совершенства в устройстве бытия. При этом статичная и вогнутая поверхность тарелок используется автором очень смело и активно, поскольку поле изображения заполняют детально проработанные фигуры со множеством деталей, имеющих символический смысл, так, например, вокруг Героя мы видим изображения четырех природных стихий, покровительствующих ему. Если округлые формы блюд мыслятся автором как символ завершенности, гармонии, то подвижная поверхность изображений ассоциируется с происходящими изменениями и воспринимается как движение времени, волны житейского моря, по которому странствуют персонажи, потому блюда в целом воспринимаются как аллегория потока жизни, не имеющего ни начала, ни конца. Художник достигает удивительного художественного эффекта, ее работы впечатляют уравновешенностью, а также точной, ювелирно рассчитанной композицией, что не так просто при работе с круглым форматом. Используя симметрию и повторение элементов, она отсылает нас к эпосу, былинам, создавая неторопливые, сдержанные по характеру образы. В это состояние естественно вписываются спокойные, неторопливые ритмы, хотя в каждой из вещей они имеют свой оттенок. В "Герое" господствует динамичная вертикаль фигуры, прорезающая пространство изображения, в "Той, которая ждет" линии мягкие, спокойные, плавно струящиеся, в "Битве с чудовищем" ритмика становится напряженной, ломаной, трудно читаемой, передавая напряжение схватки, в "Путешествии" мощные, цельные асимметричные очертания корабля свободно и торжественно разворачиваются по объему блюда, дополненные подвижными и короткими всплесками парусов. Вообще "Путешествие" представляется самой цельной, выверенной и сильной работой, где достигнуто созвучие настроения и выразительных средств, обобщенности и детальности, есть ощущение совершенства.

Работа Анны Ащеуловой "Блиц-контакт" имеет остро современный характер. Это монументальная композиция из двух фигур, которая предназначена для установки на улице, в небольшом пространстве, например, городского двора, которое таким образом приобретает индивидуальный акцент. Две условные и стилизованные фигуры олицетворяют мужчину и женщину, связующим звеном между которыми служат телефонные трубки и антенны. Смысл данной работы - воплотить сущность городской жизни: ее быстрый темп, непрерывные изменения, существование на бегу, когда общение происходит по касательной, на уровне короткого контакта, а затем следует движение у каждого по собственной орбите. В контексте этой непрерывной спешки и суеты вполне логичными с точки зрения образа представляются брутальные, грубовато-жесткие и обобщенные фигуры, пластически лишь отдаленно напоминающие человека, превратившиеся в своего рода знаки людей. Потому вполне закономерно, что более живыми и выразительными становятся телефоны и провода. Смысл подобной подмены заключен в том, что человек уступил лидирующую роль средствам связи, а сам стал только поводом, причиной. Перед нами предстает несколько ироничная, но по сути верная картинка с натуры.

Обобщенность форм представляется точной не только с точки зрения содержательно-образной, но и исходя из назначения работ, которые должны стоять на улице, а монументальная пластика, как известно, требует лаконичности, ведь она должна просматриваться не только вблизи, но и на расстоянии. Кроме этого, если учитывать местоположение фигур у оживленной магистрали с интенсивным движением рядом с крупным торговым центром, что предполагает множественность точек зрения, то в этом случае цельные объемы тем более предпочтительны. Срабатывает в подобной ситуации и элемент неожиданности, интереса к необычному в очертаниях, потому как похожесть на обычного человека в уличной скульптуре чаще всего воспринимается неоднозначно, а такие люди-объекты привлекают внимание и становятся символом места.

Татьяна Журавлева в серии декоративной пластики "В городе" в качестве источника вдохновения использовала поэтические образы Иосифа Бродского. Она представила характерные типы городской жизни, увидев как их многообразие, так и стандартность. Здесь есть высотный дом с проплывающими мимо него облаками и дом-стена, украшенный росписями, изображающая человека с котом пластическая композиция "Нежность", где форма потеряла активность и изображение превратилось в рельеф. Рядом с этим показана романтика молодости , это удлиненные, вытянутые и изящные фигуры "Горожанки" и "Гитариста". "Гитарист" к тому же как бы овеян порывом ветра. Все это показано с точки зрения пластики очень точно. Но молодость проходит, а с ней и жизненные порывы, потому далее появляется "Человек у телевизора" и "Женщина на кухне". Автор представляет различные аспекты существования человека в городской среде, каждый из которых имеет своеобразную эмоционально-образную окраску, но вместе они составляют хотя и разнородное, но единство. Очень интересно отношение автора к материалу. В работе с глиной она проявляет сдержанность, предпочитая простые геометрические объемы. Все это отсылает нас к стилистике шестидесятых годов прошлого века с ее условными, конструктивными элементами и опять-таки звучит воспоминанием о поэзии И.Бродского. Но художник дает эту ассоциацию как намек, а потому обобщенность здесь подана неназойливо и тактично и окрашена в мягкие, элегические тона. Таким образом, понимание темы у автора приобретает совершенно неожиданный характер. Это взгляд на шестидесятые годы на расстоянии, с позиций иного времени. Городская среда со всеми ее плюсами и минусами осмыслена здесь как то, что привычно и нормально, как непременный атрибут современного существования, в котором есть своя, урбанизированная, романтика и проза. Жизнь воспринимается автором как череда ролей, которые человек должен исполнить и из круговорота которых вырваться невозможно, в этой ситуации ему остается только искать варианты.

В завершение хочется сказать, что положительным моментом всех показанных на защите работ было то, что молодые авторы предпочитают не идти по проторенным дорогам, а ищут новые аспекты, неожиданные элементы в окружающей действительности, видят их индивидуально, по-своему, и находят созвучные, адекватные этим сюжетам и темам средства выражения. Точка зрения на мир молодых художников привлекает и удивляет своей неординарностью и очень сильно отличается от того, что делали художники-выпускники еще несколько лет назад. Похоже все таки, что новый век несет с собой иное искусство, что явно чувствуется в показанных на защите работах.

дипломные работы студентов кафедры монументально-декоративного искусства.