В Новосибирской картинной галерее издан первый сборник научных статей

В 2008 году Новосибирская картинная галерея (НКГ) отметила свой юбилей, 28 декабря ей исполнилось 50 лет. Свидетельством основательной подготовки музея к этому событию является вышедший в конце декабря 2002 года "Сборник научных статей". Как важный момент этого события приятно отметить немалый для таких публикаций тираж - 300 (!) экземпляров и неплохой уровень полиграфии, выполненной в академическом стиле, причем это относится как к обложке, так и к бумаге, что немаловажно для читателей.

Нельзя не сказать и о том, что это первое в истории нашей галереи издание подобного типа, впрочем, появление серьезных исследовательских публикаций вполне закономерно при столь почтенном возрасте музея и является показателем наступления творческой зрелости. Хотя было бы неверным утверждать, что до этого момента галерея никак не представляла результаты своих научных изысканий. Время от времени в ее стенах осуществлялись отдельные издательские проекты, чаще всего это были каталоги выставок. Однако регулярности в этом процессе не наблюдалось, и любители изобразительного искусства годами могли ожидать новинок, которые к тому же имели малые тиражи.

Вспомним некоторые из публикаций за прошедшие годы. В 1965 году, через 8 лет после открытия галереи, в ленинградском издательстве "Художник РСФСР" вышел самый объемный на сегодня каталог собрания галереи. Хотя за годы, прошедшие с тех пор в нем многое уточнено и дополнено, так как работа по изучению произведений идет постоянно, издание это не утратило своего значения и поныне. Отрадно отметить, что даже сложная экономическая ситуация последних лет не прервала начатой еще во времена директора галереи М.И.Качальской публикации каталогов новых поступлений музея, которые были письменным вариантом проходивших раз в пять лет юбилейных выставок. Таких каталогов вышло четыре: в 1977, 1988 , 1995 и 2001 годах. Поэтому можно сказать, что музей, по определению являющийся хранителем традиций, эти свои задачи в основном выполняет.

Наиболее продуктивными в издательской области для галереи были 1980-е годы. В начале десятилетия были выпущены два набора открыток по собранию музея, изданы буклеты о коллекции НКГ в целом (1985) и ее разделах (1986): древнерусской живописи (авт. Велижанина Н.Г.), русского портрета (авт. Черепенина О.А.), искусства художников Сибири (авт. Боровикова Р.И.). Проводившиеся галереей во второй половине 1970-начале 1980-х годов Рериховские чтения завершались публикацией тезисов докладов (1976,1979,1984 гг.).

Одним из важных исследований этого десятилетия стал каталог произведений Натальи Нагорской из собрания НКГ (1988, авт. Боровикова Р.И.), художницы, стоявшей в центре художественной жизни Новосибирска 1920-х годов. Это издание явилось публикацией результатов работы по исследованию наследия этого мастера. Кстати, с ее творчеством вы сможете познакомиться в ближайшее время на нашей странице.

После краткого исторического экскурса обратимся к содержанию новоиспеченного сборника. Его составили девять публикаций. Значительная их часть является обзором разделов коллекции, над изучением которых авторы работают. Читатель познакомится с историей хранящихся в галерее предметов, узнает, откуда они поступили, какая исследовательская работа проводилась с этими вещами и что известно о них сегодня. Кроме этого, рассказ дополняется характеристиками и анализом наиболее интересных экспонатов. Подобным образом построены статьи А.Д. Клушина о западноевропейской живописи, Ю.В. Блиновой о собрании икон, Е.Н. Кондратенко о зарубежном фарфоре. Последнюю отличает типично музейный подход, с акцентом на тщательность и скрупулезность, потому автор дает весьма подробное и детальное описание произведений. Статья Н.Г. Велижаниной посвящена одной работе, иконе XVI века "Богоматерь на престоле", представленная в широком культурно-историческом контексте.

Для тех, кто интересуется русской историей XIX века, а если говорить точнее, историей костюма и историей дворянства этого времени познавательным и увлекательным чтением будет статья Т.Л. Толкачевой о "Портрете А.С. Долгорукова", написанном известным живописцем В.А. Тропининым. Параллельно с уточнением даты создания работы, читателю преподносится множество интересных сведений о частной жизни той эпохи, поскольку В.А. Тропинин был одним из создателей направления московского камерного портрета первой половины XIX века. При написании статьи автором был использован широкий круг основательно изученных и трудно доступных источников. В этом тоже есть особая привлекательность.

И.Л. Косенкова знакомит с историей создания двух произведений 1930-х годов, находящихся в постоянной экспозиции галереи. Это работы известного живописца XX века К.П. Петрова-Водкина "Портрет жены" (1934) и "Колхозница на озере Ильмень" (1936). Одновременно с рассказом о том, как шел творческий процесс, автор излагает биографические сведения о героинях работ - жене и дочери, связывая процесс написания картин с личной жизнью мастера, приоткрывая таким образом обычно скрытую от посторонних глаз сторону творчества. Источником в данном случае явились опубликованных воспоминаний жены художника. Изложенная жизненная история неординарна и вполне могла бы стать сюжетом захватывающего романа, но и в рамках разговора о картине она не теряет своего ореола, привлекая переплетением судеб страны и людей, живущих в ней.

Этюды И.И. Шишкина в статье С.П. Голиковой рассмотрены в достаточно узком аспекте, с точки зрения живописных и композиционных приемов мастера. Но наряду с чисто технологической, прикладной проблематикой, интересной для живописцев, ценными для интересующегося читателя здесь могут стать фактические сведения о произведениях.

Характеристике довольно обширной коллекции работ известного живописца и графика "серебряного века" З.Е. Серебряковой в нашем галерее посвящена хорошо илллюстрированная, хотя и в черно-белом варианте, статья О.А. Черепениной. Автор рассказывает о создании работ и их особенностях в контексте жизненного и творческого пути художницы.

Завершает сборник статья Р.И.Боровиковой "Специфика художественной культуры Сибири", соединяющая элементы искусствоведческого и культурологического анализа. Построенная на основе изучения широкого круга произведений художников региона, она является попыткой, обобщить более чем 20-летний опыт работы автора над различными аспектами изобразительного искусства Сибири и попытаться свести многочисленные наблюдения воедино, обозначив характерные черты художественного развития края.

Завершая обзор, хочется поздравить не только авторов, но и всех любителей классического изобразительного искусства с окончанием периода "научного молчания" и выходом сборника. Радостно, что у первых появилась возможность высказаться, а у вторых - расширить свои познания и заглянуть, хотя бы виртуально, в запасники галереи. Ну что ж, теперь будем ждать следующего издания трудов, надеясь, что это произойдет не через 45 лет.

И напоследок о деле. Сборник сегодня свободно продается в картинной галерее.