Учитель и ученик

Темой наших размышлений в рубрике "Учитель и ученик" станут отношения вечные как мир, повторяющиеся, воспроизводящиеся в каждом следующем поколении, приходящем в мир, и все же каждый раз новые, поскольку меняются времена, люди, нравы. Передача опыта и знаний, ведя свое происхождение из глубины веков, никогда не закончит своего существования и всегда будет востребована, продолжая непрерывную череду контактов. Практически неисчислимое число вариантов таких взаимодействий возникает не только потому, что изменчив мир вокруг нас, хотя и он, конечно, не может не влиять на процесс обучения, но лишь отчасти. Во многом это обусловлено тем, что в центре всех этих процессов стоит личность Учителя, от которого зависит не только профессиональное становление молодых людей, вступающих в жизнь, но и то, какими они будут.

И еще один весьма интересный аспект. Существует взаимозависимость между тем, каков учитель и нашим отношением к тому, о чем он нам говорит, чему учит. Обращаясь к своей памяти, любой человек может вспомнить разных наставников, встретившихся на жизненном пути, но особенно помнятся, как правило, педагоги хорошие. Нередко бывает так, что интересуемся мы именно той областью знания, о которой нам поведал любимый педагог. Размышляя над подобными совпадениями можно и поспорить о том, что в этих отношениях первоначально, а что вторично: область знания или личность педагога. Работа педагога трудна, но интересен, поскольку в случае удачи можно воочию увидеть результаты своего труда, впрочем, и брак здесь столь же очевиден.

В творчестве отношения учителя и ученика особенно сложны и всегда несут в себе элемент непредсказуемости, закрытости, их невозможно определить словами или выразить в виде стройной и логичной системы, тем более на уровне столь модных сегодня технологий.

Особенно многовариантно обучение искусству живописи. Причин тому великое множество. С одной стороны, мы имеем талант ученика, будущего художника, который нужно лелеять и взращивать как экзотический цветок, не подавляя его индивидуальности и не делая похожим на своего педагога. А потому в процессе обучения необходимы такт, осторожность, умение учителя настроиться на волну эмоций и переживаний ученика, его мироощущение. На противоположном полюсе находится столь же неординарная личность педагога, тоже художника по своей сути, которому порой бывает очень нелегко отказаться от своих претензий и амбиций, впрочем, полного отказа здесь, как правило, и не требуется.

Кроме этого, существует еще и некая идеальная цель в воспитании художника, то, что в искусстве обычно обозначается понятием "школа" и предполагает тот или иной набор специфических методов и приемов, наработанных поколениями предшественников. Все это: и цветовая гамма, и особый способ наложения краски, и композиционные элементы, и манера обработки поверхности - и так далее до бесконечности - ученик получает от своего педагога, но воспринимает индивидуально, что-то добавляя, а какие-то элементы оставляя вне внимания. В итоге этого симбиоза у молодого художника возникает собственный вариант видения мира.

Кроме собственно творческого процесса большую роль в обучении живописца играют те профессиональные навыки, которые обычно обозначают как ремесло в хорошем, положительном смысле слова, являющееся составной частью мастерства живописца, азбукой, которую он должен непременно усвоить. Незнание этих приемов может очень сильно тормозить процесс творчества.

Умение натянуть холст и нанести на него грунт, построить композицию и соотнести свет и тени, построить колорит и соблюдать технологию живописи - все это, по мнению человека непосвященного, стороннего, кажущееся неважным, второстепенным, на самом деле является фундаментом профессионализма, основой живописи. Подобные детали обычно передаются только непосредственно, что называется из рук в руки, когда педагог исполняет какой-либо прием и ученик имеет возможность под присмотром мастера потренироваться в его исполнении. Такова исконная система обучения любому ремеслу. Овладеть ремеслом с помощью так широко распространенных сегодня пособий и руководств по живописи невозможно, хотя и они не являются помехой и могут помочь, но только тем, кто уже овладел первоначальными навыками и хочет их усовершенствовать. Ведь общеизвестно, что в искусстве нет мелочей и в малом нередко скрыта та самая изюминка, то "свое", "чуть-чуть", о чем мечтает каждый художник. Как бы мы ни осовременивали приемы и технику письма, обучение живописи в основе своей по-прежнему основывается на принципе средневековых мастеров, это отношения "мастер-подмастерье", когда ученик присматривается к работе учителя и ищет свой путь в искусстве. Но такова идеальная модель, которая сегодня действует лишь частично со всеми поправками на изменившуюся ситуацию и прочие привходящие моменты в виде рыночных отношений.

Впрочем, несмотря на последние моменты, к счастью, и сегодня существуют педагоги, работающие, как говорится не за страх, или в сегодняшней модели за деньги, а за совесть. Именно им, ответственным, талантливым, заинтересованно и с любовью относящимся к своим ученикам, переживающим вместе со своими подопечными их неудачи и успехи, видящим в них продолжателей своего дела, будущих мастеров и будет посвящена наша рубрика.