Музыкально-эстетический центр школы №183

Школа, которая поет

Об авторе:

Алла Викторовна Бычкова - руководитель хоровой студии "Радость", существующей на базе школы № 183 Кировского района г. Новосибирска. Отличник народного просвещения РФ.

Соискатель НИПКиПРО, кафедра ОО "Искусство" и "Технология"

Лауреат городского конкурса "Женщина года-2002"

Лауреат государственной премии "За вклад в развитие Отечества".


Алла Викторовна Бычкова создала целостную систему формирования художественной культуры и духовного мира детей средствами хорового музицирования. С 1990 года работает над реализацией идеи интеграции общего и дополнительного художественного образования с целью массовой социальной адаптации детей.

Хоровая студия, насчитывающая более 400 человек, работает и с педагогически запущенными "трудными" детьми.

В 1998-99 гг. Бычковой был разработан проект "Система дополнительного художественного образования - путь социальной адаптации школьников в условиях рабочей окраины г. Новосибирска".

Под руководством Бычковой А.В. хоровая студия "Радость" прочно вошла в число сильнейших коллективов города и области, в 1998 году присвоено звание "Образцовый коллектив". Хористы неоднократно становились лауреатами и дипломантами районных, городских и областных фестивалей и конкурсов. Ребята выступают на самых престижных сценах города: Новосибирская филармония, Консерватория им. М. Глинки, Оперный театр, "Глобус", Новосибирской картинной галереи. С большим успехом прошли концерты коллектива в г. Томске.

В 2000 году солисты хора стали призерами регионального фестиваля "Жемчужина Сибири".

В 2001 году Бычкова А.В. стала одним из авторов специального выпуска журнала "Сибирский учитель", с отличием сдала экзамены кандидатского минимума, работает над диссертацией по теме: "Инновация в искусстве".

Организатор ежегодного хорового лагеря, где более 100 ребят не только отдыхают, но и являются активными пропагандистами хорового искусства среди сверстников.

Четкая организация работы, преемственность в хоровой системе младшего, среднего и старшего хоров создают ясную перспективу развития и вызывают уважение к организаторским способностям руководителя.

Сложность программ и исполнительский уровень соответствуют стандартам музыкальной школы. Большое место в программах занимает классическая музыка и произведения а капелла. Дети интонируют чисто, свободно владеют диапазоном. Репетиционные занятия отличаются творческим подходом и применением новых методик музыкального воспитания для решения технических задач (фонопедический метод развития голоса В. Емельянова, развитие тембральных красок детского голоса Д. Огородного).

Работа творческого коллектива под руководством А.В. Бычковой отмечена Большой Золотой медалью "УчСиб-2003" Международной Сибирской Ярмарки в номинации "Педагогические технологии".

В Новосибирске, как в любом большом городе, есть районы, в которых сосредоточены культурные и досуговые центры, а есть отдаленные, промышленные районы - вотчина неприхотливых и нетребовательных горожан. Как правило, в этих районах проживают люди рабочих специальностей, доход которых, согласно официальной статистике, едва дотягивает до прожиточного минимума.

Микроучасток, на котором находится школа, - социально-неблагополучный: здесь много неполных семей и семей, относящихся к так называемой группе риска. Большинство детей в них предоставлены сами себе и мир познают на улице или, в лучшем случае, с экрана телевизора. В итоге общество получает личность незащищенную, не имеющую четкой нравственной установки и моральной адаптации к постоянно меняющейся жизни.

В таких условиях наша школа взяла на себя роль культурного центра в Кировском районе г. Новосибирска. Школа № 183 была открыта в 1968 г., и коллектив учителей сразу же стал налаживать сотрудничество с Домом детского и юношеского творчества, библиотеками, музыкальной школой № 11.

Особую активность работа по эстетическому воспитанию приобрела после организации на базе школы в 1990 г. музыкально-эстетического центра "Радость", возглавляемого педагогом-хормейстером А.В. Бычковой. Сначала был создан небольшой коллектив академического хорового пения, который вскоре превратился в хоровую студию "Радость", а с 1993 г. - в музыкально-эстетический центр с отделениями: хоровым, инструментальным, театральным, ИЗО, прикладным, общеэстетическим. В 1994 г. на базе музыкально-эстетического центра открываются курсы общеэстетического развития для будущих первоклассников. В 1995 г. создается хор мальчиков. С тех пор хоровые коллективы школы становятся известными не только в Кировском районе, но и в городе. Учащиеся хоровой студии вскоре стали лауреатами и дипломантами районных, городских и областных конкурсов, лауреатами Всероссийского фестиваля культуры и искусства. В 1998 г. детский хор "Радость" за высокие достижения в области народного творчества, активную концертную деятельность, профессионализм и творческий рост получает звание "Детский образцовый коллектив". Творческие коллективы хоровой студии неоднократно выступают по телевидению, радио, с гастрольной поездкой посетили г. Томск.

Школе № 183 присвоен статус школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Музыкально-эстетическое направление становится в школе приоритетным. Необходимость этой работы была обусловлена тем, что в современных условиях образование очень технократично, преподавание в большей степени обращено не к чувствам, а только к разуму учащихся. Часто дети не понимают специфики духовной культуры, не видят различий и относительной самостоятельности разных форм общественного сознания. Это закономерно ведет к утилитарно-прагматическому восприятию окружающего мира и, прежде всего, человеческого "Я".

Мотивы перехода от общеобразовательной школы к школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла

  1. XX век ознаменован, с одной стороны, величайшими техническими и научными открытиями, с другой - катастрофическим отчуждением людей от классической культуры. Массовые средства информации, дав небывалую возможность свободно общаться с культурой, не повысили уровень этого общения.
  2. В последнее время основной упор в развитии образования делается на точные и естественные науки. Не отвергая их, мы основной упор делаем на гуманитаризацию и гуманизацию образования и введение гуманитарного компонента во все учебные предметы.

Главную задачу школы педагогический коллектив видит в воспитании общекультурного, духовно развитого человека, умеющего применить полученные в школе знания в областях музыкальной, театральной, литературной, исторической, ИЗО-прикладной.

Мы ставим своей задачей не только углубление предметов музыкально-эстетического цикла, а также углубление и расширение специализации. Для ее расширения в среднем и старшем звене были введены специальные курсы, факультативы, увеличилось число обязательных.предметов общеэстетического цикла, входящих в расписание школы. Появились авторские методики и программы, обеспечивающие учебные дисциплины.

Таким образом, цели и задачи нашей школы следующие:

  1. Дать школьникам глубокие и прочные знания по основным видам наук, развивая их интеллектуальный уровень.
  2. Не дать угаснуть одаренности, развивая те задатки, которые даны каждому человеку от природы. Лучше подготовить учеников к будущей жизни в соответствии с их склонностями, природным предрасположением.
  3. Объединить общее образование с музыкально-эстетическим. Осуществлять профессиональную ориентацию и подготовку школьников, обеспечивать выпускникам углубленные знания, умения и навыки по одному из видов искусства.
  4. Предоставить возможность получения специального музыкального образования для наиболее одаренных детей.
  5. Развивать творческие способности, творческое воображение, креативность мышления, речь, духовную культуру у учащихся.

В основу работы школы положены следующие принципы:

  • принцип гуманизации. Стратегию этого принципа определяет педагогика сотрудничества, в основе которой лежит личностно-гуманный подход к воспитанию и обучению;
  • принцип гармонизации. Помогать преодолевать диспропорции между курсами основных наук и эстетически, нравственно развивающими курсами. Суть принципа гуманизации и гармонизации - соответствие развития личности прогрессивному развитию общества;
  • принцип сочетания коллективной деятельности взрослых и детей как фактора добровольности и свободы выбора;
  • принцип открытости, т.е. возможности внедрения альтернативных педагогических технологий.

Выбрав гуманитарное направление в обучении и воспитании, педагогический коллектив школы осознавал, что эта сфера больше всего испытывает на себе влияние "идеологических ориентиров", изменение которых требует от учителя не только профессиональной готовности "обновить программы", но и ясного понимания, что эта сфера оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения молодого человека, систему взглядов на мир, на выбор места человека в нем, на отношение к окружающей действительности, к самому себе.

Педагогический коллектив школы поставил перед собой задачу - создать условия для становления свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности ребенка; создать условия для овладения различными способами деятельности, предоставить возможность заниматься по интересам и реализовывать свои способности; создать условия для самовыражения и самоопределения личности, для организации творческой деятельности.

Наша школа работает в режиме развития:

  1. Ученик нашей школы реализует свое право на получение образования, соответствующего его интересам, потребностям, способностям и возможностям.
      Учитель готов к выполнению своей основной функции - быть организующим и стимулирующим началом становления и развития личности каждого ученика. Учитель становится не просто источником информации, а организатором учебно-познавательной деятельности школьников; он строит обучение так, чтобы ученик учился сам, а учитель осуществлял мотивированное управление этой деятельностью. Эта группа требований связана с внутришкольным управлением.
  2. Школа может развиваться, если ее коллектив находится в постоянном поиске инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении. Поэтому необходимо:

    • создание в школе механизма стимулирования, обеспечивающего качественную работу всех участников педагогического процесса;
    • создание определенного стиля отношений между членами школьного коллектива. Его основу составляет сотрудничество между учениками, учителями и руководителями. Именно это сотрудничество обеспечивает жизнь школьного коллектива без межличностных конфликтов.

А.В. Бычкова, заместитель директора школы № 183 по художественно-эстетическому воспитанию, отличник народного просвещения РФ