Новосибирское государственное театральное училище. Учебный театр

О тетаре

Среди более чем десяти новосибирских театров есть один совершенно особенный, неповторимый театр. Это Учебный театр Новосибирского государственного театрального училища. Он находится в помещении училища, на улице Революции, 6. Рядом - учебные аудитории, и часто во время спектакля зрители слышат или пение студентов на уроке вокала, или музыку занятий по танцу. Зал этого театра очень маленький, в нём всего 54 места. Не очень оборудованная сцена, не самая лучшая осветительная и световая аппаратура, нет ни буфета, ни красивого фойе, ни строгих билетёров. Бедный театрик...

Но не эти внешние детали определяют его своеобразие и интерес зрителей. В нашем театре нет ни одного актёра старше 25 лет. Даже стариков и старух играют молодые люди 18 - 20 лет. Наша труппа полностью меняется каждый год, когда на сцену приходит очередной выпускной курс. Каждый сезон и репертуар театра меняется полностью, ни один, даже самый удачный спектакль, не идёт больше полутора лет. Репертуар театра составляют разные пьесы, но среди них нет однодневок, пьес невысокого качества. В афише обязательно присутствует и классика, и современность, но вся драматургия очень хорошего уровня.

Будущие актёры проходят за годы учёбы несколько этапов. Сначала они познают и развивают себя на простых, коротких этюдах, затем пробуют свои силы на материале отрывков из пьес. И вот на третьем курсе наступает пора выбора дипломных спектаклей, в которых молодые актёры смогут показать всё, чем они овладели в профессии. Пьесы для этих постановок берутся обязательно хорошие, учиться можно только на интересном материале. На каждом курсе по традиции обязательно есть русская классическая пьеса, есть современный спектакль, обычно присутствует комедия. Задача педагогов - подобрать такую драматургию, которая раскрывала бы способности всех студентов курса и, по возможности, в разных жанрах театра.

Наш театр редко поражает зрителей дорогим эффектным оформлением. Училище, как и любое бюджетное учреждение, не может позволить себе роскошь потратить десятки тысяч рублей на лазер, костюмы от Юдашкина и сварные декорации. Да и нет у нас большого количества работников, которые бы шили десятки костюмов, сколачивали и красили огромные полотнища кулис и задников, подбирали бы уникальные световые решения для каждой постановки. Через 10 - 12 представлений спектакль уходит в историю, и прежнее оформление либо будет частями использоваться в новых работах, либо просто останется пылиться на складе. Поэтому единственному художнику нашего театра, Наталье Калининой, приходится проявлять поистине чудеса фантазии, чтобы сделать оформление и костюмы и дёшево, и быстро, и уникально для этого спектакля, и так, чтобы костюмы и элементы декораций могли использоваться ещё и ещё. Помогают в этом ей и плотник училища, Г.А.Лагутин, и, самое главное, сами студенты. Чего не найдём в нашей костюмерной - принесём из дома, одолжим у знакомых, выпросим у студентов других курсов. Сами студенты работают и монтировщиками сцены, ставят и разбирают декорации к очередному спектаклю, сами сидят за осветительным пультом и включают фонограмму, сами дают звонки к началу и продают программки. И такими совместными усилиями удаётся создать не только интересный актёрски, но и запоминающийся внешне спектакль.

О спектаклях

За последние годы наши зрители могли увидеть "Сирену и Викторию" В. Мережко, "Стеклянный зверинец" Т. Уильямса, "Семейный портрет с посторонним" С. Лобозёрова в постановке Заслуженного деятеля искусств И.Б. Борисова; современную пьесу "Вид в Гёльдерланде" - работу Заслуженного работника культуры Н.А. Никульковой; "Последние" М. Горького, поставленные Заслуженным артистом России М.А. Стрелковым; "Лысую певицу" Э. Ионеско (А.Е. Зубов). Во всех этих спектаклях пространство сцены решалось необычно, находились неожиданные сценографические решения, спектакли надолго запоминались зрителям. В сегодняшнем репертуаре выделяются изобретательностью и яркостью сценографии "Любовное безумие" Ж. Реньяра и "Священные чудовища" Ж. Кокто.

О зрителях

В зрительном зале Учебного театра - совершенно особенные зрители. В нём всегда сидят студенты младших курсов, которые в свободное время прибегают посмотреть спектакли старших товарищей по несколько раз. Почти на каждом спектакле присутствуют родители, родственники, знакомые студентов, и хотя их реакция не очень объективна, но они придают нашему зрительному залу настроение тепла, дома, радости. И большую часть нашей публики составляют люди, которые когда-то пришли сюда случайно, но полюбили наш крошечный зал с его неповторимой атмосферой, молодостью, энергией, и продолжают ходить на все премьеры, становятся друзьями театра.

Об актерах Театра

Но главная ценность Учебного театра - его актёры, студенты-дипломники. Через месяц-два эти ребята получат заветный документ, придут в театры Новосибирска, других городов. А сегодня они ещё учатся - быть слышными на сцене, держать внимание зрителя, собираться на спектакль, выходить из сложных ситуаций, которые бывают обязательно на спектаклях. Это очень важный этап подготовки актёров, во многом определяющий судьбу этих молодых людей. И заразительность, энергия молодости такова, что у нас не бывает "провальных" спектаклей. Даже не самые удачные, не очень яркие режиссёрские решения компенсируют наши ребята своим азартом, энергией юности, огромным желанием донести свою боль или радость до зрителя.

Директор и администратор Учебного театра в одном лице, Ирина Игоревна Францева, постоянно занимается организацией зрителя, отвечает на вопросы зрителей, решает все возникающие вопросы и, конечно, смотрит все идущие спектакли, по много раз переживая, болея и волнуясь за свою труппу.

О дипломных спектаклях

Сейчас в Учебном театре каждый вечер, в 18 часов, идут дипломные спектакли курса, которым руководит Заслуженный артист России М.А. Стрелков. В репертуаре Учебного театра - четыре названия.

  • М. Горький.
    "Чудаки". Сцены в 2-х действиях
    Эта пьеса сравнительно редко идёт на сценах театров. Но она очень интересна прежде всего обилием сюжетных линий. Здесь и несколько любовных "многоугольников", и измены, и встречи, и проблемы творчества, и взаимоотношения отцов и детей, и социальные проблемы. Такого богатства авторской фантазии хватило бы на несколько пьес. Но при этом спектакль смотрится очень легко, в зрительном зале возникает смех, хотя проблемы герои решают очень серьёзные. Молодость студентов, их сегодняшний взгляд во многом определяют звучание пьесы. И хотя постановщик, Засл. арт. РФ М.А. Стрелков, ориентировался в своей работе на лучшие классические традиции русского театра, спектакль получился вполне современным, его с интересом смотрят и взрослые зрители, и молодёжь.

  • С. Злотников.
    "Вообще, в людях что-то есть...". Современные истории
    Спектакль состоит из двух одноактных пьес С.Злотникова - "Два пуделя" и "Бегун и йогиня". Драматургия так называемой "новой волны" 80-х годов была невероятно интересна прежде всего вниманием к духовному миру "маленького человека", обычных людей - продавцов, механиков, инженеров. Прошли годы, но нас волнуют всё те же вечные вопросы - любовь и одиночество, смысл жизни и надежда на ту единственную встречу с Ним или с Ней. Пьеса звучит современно и сегодня, потому что она - о нас с вами, о людях, которые каждый день ходят на работу, вечером выходят во двор выгулять собаку или попеть под гитару с приятелями, и ждут, надеются, верят... Тёплая, негромкая атмосфера этого спектакля, поставленного А.Е. Зубовым, одинаково близка и людям возраста героев пьес, и молодым, которые только начинают задумываться о себе и о жизни. Ведь все мы - люди, а "в людях что-то есть..."
  • Ж. Реньяр.
    "Любовное безумие". Студенческие затеи в 2-х частях
    Очень весёлый, яркий спектакль поставил на выпускном курсе художественный руководитель театрального училища Заслуженный деятель искусств Изяслав Борисович Борисов. Пьеса французского комедиографа Ж. Реньяра послужила лишь отправным толчком для буйства фантазии и режиссёра, и студентов. В спектакль органично ворвались - иначе не скажешь - и песни, и танцы, созданные самими исполнителями, и цитаты из самых разных произведений о Любви.

    И. Борисов - удивительно молодой человек по восприятию мира и театра, хотя ему уже немало лет. Он всегда находит общий язык с совсем молодыми ребятами, заражает их своей энергией и сам получает импульс от них. В его спектаклях студенты всегда открываются по-новому, неожиданно. Они энергичны, веселы, свободны, им нравится то, во что они вместе играют. Эта энергия озорства, юности, фантазии сразу захватывает зрителей и не отпускает до конца спектакля. Спектакль о любви, о молодости, о счастье быть любящим и любимым. И если ты такой - нет непреодолимых преград! Это зрелище, шумное, яркое, иногда по-хорошему хулиганское, разрушающее стереотипы так же, как Любовь взрывает однообразное течение жизни.
  • Ж. Кокто.
    "Священные чудовища". Театральная мелодрама
    Последняя премьера выпускного курса, последний учебный спектакль завтрашних актёров - пьеса об актёрах. Это они - "священные чудовища". Они священны, когда на сцене потрясают зрителей, заставляют их обливаться слезами и хохотать, и они становятся чудовищами, когда спускаются со сцены. Театр настолько поглощает своих рабов, что не выпускает их из своей власти и за кулисами, и дома, и в любви, и в дружбе. Актёры продолжают играть, не замечая этого, и в жизни. Их страсти и измены, страдания и счастье так связаны с театром, что только огромным усилием, пройдя через слёзы и коварство, разлуки и встречи, они могут освободиться от этой всепоглощающей власти. Да и могут ли?

    Французский драматург и поэт, художник и публицист Жан Кокто - один из классиков ХХ века. В его пьесе много смысловых пластов, здесь и мелодрама, и ирония, и грусть, и интрига. В спектакль вплетены сцены из классических произведений Шиллера и Шекспира, перекликающиеся с основным сюжетом. Придуманная художником Н. Калининой "сцена на сцене" позволила сыграть эти отрывки в пластическом решении, показать возможности молодых актёров в области движения. И хотя спектакль идёт недолго, всего около полутора часов, но событий в нём множество, и у зрителей есть возможность и пострадать вместе с героями, и посмеяться над ними, и подумать о том, что же такое Театр, в который завтра придут вот эти молодые ребята. Поставил эту работу педагог училища А.Е. Зубов.

    Учебный театр находится в помещении театрального училища по адресу:
    г. Новосибирск, ул. Революции, 6.

    Это неподалёку от театра "Красный факел" и Кукольного театра.
    Всю информацию можно получить по телефону (8-383) 223-48-87.

    Александр Зубов