Сабантуй - древний праздник с молодым задором

Стас СИДОРКИН.
Сабантуй - любимый национальный праздник татар и башкир. В дословном переводе это слово означает "праздник плуга". Сабантуй берет начало в аграрном культе и проводится по окончании весенних полевых работ, перед началом сенокоса, когда у крестьян появляется свободное время между сезонами напряженной работы.

Праздник известен с древнейших времен. Первые упоминания о нем встречаются в трудах знаменитого исследователя Ибн Фадлана в 921 году. Первоначально он имел мистическое значение. С его помощью люди старались задобрить духов, чтобы получить богатый урожай. Но со временем магическая часть утратилась, и Сабантуй стал просто веселым праздником, призванным сплотить общину и помочь людям отдохнуть после сева яровых. Тем не менее у татар и башкир до наших дней сохранилось особо трепетное отношение к этому торжеству. В старые времена рядом с селом, на возвышенности или на опушке леса, всегда оставляли нетронутым самое красивое поле, которое, не вспахивали, не засеивали, а берегли для Сабантуя. В один из теплых летних дней, с 1 по 30 июня, селяне собирались там на гулянья.

К Сабантую в татарской деревне готовились тщательно, как к свадьбе: наводили в домах порядок, надевали нарядную одежду. За день до праздника парни на красиво украшенных лошадях объезжали деревню и собирали у поселян подарки для победителей состязаний: яйца, выпечку, одежду, деньги. Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносили дары и ждали сборщиков у ворот своего дома, а юноши в свою очередь благодарили одаривающих песнями. Обязательным был подарок молодой снохи - яшь килен. По традиции девушка дарила полотенце, вышитое собственными руками. Красота узора говорила об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Праздник всегда проходил весело, с песнями, танцами, разнообразными конкурсами, в которых демонстрировались сила, ловкость, выносливость. Самый главный из них это национальная борьба на поясах - куряш. Победителя состязаний объявляли главным батыром, то есть богатырем.

Не меньшей любовью селян пользовалось другое соревнование - лазание на столб за призом. Обычно на верхушку подвешивали хромовые сапоги или живого петуха в клетке. На поляне в больших казанах варили шурпу - особый суп из мяса и овощей - и угощали им всех желающих. Каждому пришедшему на праздник наливали традиционного татарского чая с молоком или кумыса. Если Сабантуй проводился на расстоянии от села, то нередко здесь на лужайке устраивались семейные чаепития за самоваром, который брали с собой. После окончания соревнований народ расходился по домам. А под вечер молодежь снова собиралась на вечерние игрища - кичке уен. Сейчас их иногда называют вечерним Сабантуем. Многие обычаи дошли в неизменном виде до наших дней.

Мост дружбы "Татарстан - Алтай". В Алтайском крае началась подготовка к проведению традиционного татарского национального праздника Сабантуй, который состоится 16 июня. В этом году полюбившийся горожанам праздник обещает стать особенно масштабным, ярким и красочным. Ведь для Барнаула это юбилейный, 20-й по счету Сабантуй. А кроме того, он совпал еще с одной важной датой - 75-летием Алтайского края. В преддверии этого события руководитель региональной национально-культурной автономии татар Анвар Аминов посетил Казань, где встретился с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и пригласил его на Сабантуй.

Так что 16 июня Барнаул будет принимать почетного гостя. Во время визита Рустам Минниханов подпишет Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Губернатором Александром Карлиным, посетит музей летчика-космонавта Титова в Полковниково, музей-заповедник Шукшина в Сростках, туристический комплекс "Бирюзовая Катунь", мараловодческое хозяйство, а в Барнауле обязательно поприсутствует на празднике Сабантуй. Это не просто визит вежливости, он имеет важное практическое значение. "У двух наших регионов много точек соприкосновения, - говорит заместитель председателя ОО "Региональная национально-культурная автономия татар Алтайского края" Закир Сагитов. - В частности, Татарстан заинтересован в закупке пшеницы твердых сортов, знаменитого алтайского меда и сыров, облепихи и других лекарственных растений.

У жителей республики есть желание отдыхать на курортах и в санаториях Алтая. В свою очередь предприятия Татарстана выпускают сельхозтехнику, большегрузные автомобили, холодильники, витамины и лакокрасочные материалы, востребованные на нашем рынке. Не случайно предприниматели из Татарстана постоянно принимают участие в выставках на территории Алтайского края". На сей раз Сабантуй пройдет в парке "Изумрудный". На поляне у планетария установят сцену, палатки с экспозициями, которые познакомят гостей с татарской культурой.

Помимо почетного гостя Рустама Минниханова, на открытие Сабантуя придут руководители края, города, общественных организаций и, конечно же, множество других гостей всех национальностей и вероисповеданий. По приблизительным подсчетам, в этот раз праздник должен собрать не меньше трех тысяч человек, многие из которых специально приедут в Барнаул из других городов и регионов. Уже есть договоренность о приезде гостей из Новосибирской, Кемеровской, Омской областей, Красноярского края, где проживает большое количество татар, из казахстанских Семипалатинска и Павлодара. А также из мест компактного проживания татар на Алтае, в частности, из татарского села Беленького в Угловском районе, из Кулунды, Бийска, Новоалтайска.

Организаторы хотят сделать праздник максимально открытым, познакомить с ним как можно больше горожан, не только татар. "Частые гости на Сабантуе - армяне, казахи, азербайджанцы, узбеки, таджики, русские, - говорит Закир Сагитов. - Мы не делим людей по национальной принадлежности, все они желанные гости на празднике". И не только гости, но и активные участники. На Сабантуе нет зрителей, каждый пришедший считается участником. Для людей любых возрастов и интересов найдутся аттракционы и соревнования по вкусу.