Без здания, но с премьерами

Кузбасс, Штраус Ольга.
В Музыкальном театре Кузбасса на днях состоялся сбор труппы. Это еще не открытие сезона, но уже полновесное начало нового трудового года, в котором (как хочется в это верить!) Музыкальный театр Кузбасса наконец распахнет свои двери для публики. Без здания, но с премьерами. Затянувшийся ремонт, напоминающий скорее полную реконструкцию здания, идет тут с 2006 года. А если учесть, что часть ремонтных работ была проведена до закрытия здания театра, то еще дольше.

Весной на отчетно-выборной конференции Союза театральных деятелей из уст областных властей прозвучала дата: конец 2011 года. Новый 2012 год (так ожидалось) ознаменуется концом ремонта. Однако сегодня уже окончательно ясно: сдать здание Музыкального театра "под ключ" к этому времени строители не успеют. Так когда же? С этого вопроса и началась наша беседа с директором Музыкального театра Кузбасса Владимиром Юдельсоном.
- На сборе труппы начальник департамента культуры и национальной политики Лариса Теодоровна Зауэрвайн объявила, что губернатор дал задание строителям - выйти с окончанием работ к марту, к президентским выборам. Теоретически это возможно. Но, честно признаться, я больше всего боюсь всякой штурмовщины. Еще больше боюсь, когда тебе говорят: вот эти три фонаря мы смонтируем, а остальные семь - позже. Потому что знаю: при таком подходе это "позже" не наступает никогда. Для меня крайне важно, чтобы были приведены в порядок не столько стены, крыша и полы. Главное - чтобы театр был оснащен современными технологиями. Все, что касается театральной свето- и звукотехники, меняется очень быстро. В итоге может получиться так: оборудовали сцену и зал новейшими установками и прожекторами, а через полтора-два года сгоревшую лампочку к ним не найти: "таких уже не выпускают". По счастью, специалисты (и не только в департаменте культуры, это само собой разумеется, но и в департаменте строительства) наши заботы, похоже, понимают.
- Проходя мимо здания вашего театра, я все смотрю на интересную надстройку, которая появилась над крышей. Это что?
- А, "корона лягушки", как мы ее называем? Не вы одна заинтригованы. Мне многие звонят, спрашивают: у вас там что, гостиница будет? Или кабинет директора? На самом деле, это - новая система дымоудаления. После пожара в пермском клубе "Хромая лошадь" требования к безопасности зрелищных учреждений резко ужесточились. И это правильно: нет ничего страшнее, чем пожар на сцене. Сейчас новая система уже смонтирована, она, между прочим, помогла еще и облегчить массивный противопожарный занавес, что благотворно скажется на прочности всей конструкции портала. Так что зловредные плывуны, которые в течение многих лет значительно усложняли жизнь нашего фундамента, да и всего здания в целом, наконец, надеюсь, будут побеждены.
- Пять лет Музыкальный театр Кузбасса существует в режиме "цыганского табора". Потери (я имею в виду творческие), наверное, уже невосполнимы?
- В этом году - да, мы понесли потери, которые трудно пережить. Из театра ушли двое ведущих наших артистов: Вячеслав Штыпс и Анджелика Карпова, семейная пара, занятая практически во всех спектаклях нашего репертуара. Их можно понять: оба отработали на нашей сцене по 18 лет. И такой творческий простой, который случился на самом пике их карьеры, конечно, вещь и обидная, и в профессиональном плане недопустимая. Поэтому никаких претензий у меня как у руководителя театра к ним нет. Наоборот, я желаю, чтобы на новом месте у них все сложилось наилучшим образом.
- А куда они уехали?
- В Санкт-Петербург. Вячеслава приняли в Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, он уже репетирует Никоша в оперетте "Веселая вдова" (у нас он пел графа Данилу, но всегда хотел играть Никоша, он вообще тяготеет к комическим, характерным персонажам). А Анджела устроилась в театр мюзик-холла.
- А как же теперь мы? Про публику (особенно ее женскую часть) я уж не говорю: пережить уход блестящего, сексапильного, обаятельного Штыпса просто невозможно! Но ведь и в репертуаре образуются дыры, да?
- Придется снять из афиши спектакль "Дон Сезар де Базан" - без Штыпса его играть невозможно. В мюзикле "Прелести измены" дублером Вячеслава был Костя Крутлов - он и останется солистом. В других работах (например, в оперетте "Мистер Икс") заглавную партию будет исполнять Олег Брылев... Анджела Карпова, которая так понравилась жюри на последнем фестивале "Кузбасс театральный" в спектакле "Бомарше и К", будет заменена Еленой Ляшенко. Мы ищем новые кадры. Я и в этом году уже побывал на "ярмарке певцов" в Екатеринбурге, которая проходит под патронатом Галины Вишневской. Но с кем бы ни заводил речь о нашем театре, реакция одна: "Давайте вернемся к этому разговору, когда у вас закончится ремонт!" - Да. Такую реакцию понять можно. Но что, у вас и премьер не будет в этом сезоне из-за нескончаемого ремонта?
- Премьеры будут. Во-первых, новый спектакль "Севильский цирюльник", который был у нас поставлен Георгием Ковтуном в 2006-м, прошел всего один раз (на прогоне) и - оказался отложенным в долгий ящик. Сейчас, когда в репертуаре есть третья часть трилогии про Фигаро "Бомарше и К", иметь две оперы - Моцарта и Россини - просто необходимо! Тем более что Россини у нас уже фактически готов. К открытию театра после реконструкции мы планируем поставить и "Комедиантов". Этот мюзикл (правда, с другим названием, "Страсти святого Микаэля") шел в нашем театре лет тридцать назад (кинозрителям, наверное, известен фильм "День святого Йоргена" - та же драматургическая основа). Правда, автор музыки Марк Самойлов уверяет, что в Кемерове из всех постановок этой пьесы тогда был самый плохой спектакль - на этот раз постараемся сделать самый хороший. Но есть и другие премьерные планы. Некоторые из них, надеюсь, мы сможем осуществить, даже не дожидаясь открытия здания после ремонта...
- Ну-ка, ну-ка?..
- Начну издалека. Будучи нынче в гостях у Самойлова, в Санкт-Петербурге, я услышал замечательную музыку - такую проникновенную, душевную... Спрашиваю: что это? Оказалось - новый материал по заказу Алтайского краевого театра драмы. Они там решили поставить мюзикл (на сцене драмы!) по Шукшину. И взяли для воплощения "Калину красную". Вот в октябре состоится премьера. Мне так понравилась эта работа Марка Самойлова, что я уговорил его и режиссера Владимира Подгородинского (именно он ставит "Калину красную" в Барнауле) приехать и сделать этот спектакль еще и на нашей сцене. Проблема: у нас сейчас нет актера на роль Егора Прокудина. Ноя планирую пригласить артиста Кемеровской драмы Александра Измайлова.
- Такое прочное творческое сотрудничество театров, полагаю, можно лишь приветствовать - И еще на тему сотрудничества. Я бы очень хотел, чтобы в репертуаре нашего театра появился хороший романтический мюзикл, такой, что называется, "для семейного просмотра". Подходящий материал есть: "Алые паруса". Причем он существует даже в нескольких вариантах. Один (с музыкой Дунаевского, либретто Бартеньева) недавно поставил столичный РАМТ. Другой, остросовременный, воплотила на сцене Екатеринбургская оперетта: там половина действия проходит в публичном доме. Поскольку авторы решили, что злодей Меннерс хотел сделать из матери Ассоль проститутку, а дочь пошла по ее стопам... Но у нас будет не то. У нас - третий вариант, либретто для которого написала Лариса Дремина, а музыку - Валерия Лессовская. Это современный эстрадный композитор, ее песни часто можно слышать по радио. Мюзикл "Алые паруса" два раза прозвучал в концертном исполнении, вышел диск. Но полновесного спектакля не было. У нас в Кемерове я пригласил на его постановку режиссера Дмитрия Вихрецкого, а художником спектакля будет Светлана Нестерова. Хотелось бы получить в репертуаре красивую, светлую, романтическую сказку. Ведь без таких спектаклей музыкальный театр жить не может...