Под светом солнечных божеств

Хакасия, Татьяна ВЕСНИНА.
В залах Томского краеведческого музея Хакасия представила свою культурную "недвижимость" - каменные изваяния и национальную юрту. Презентацией выставки "Хакасия - земля солнца", разместившейся на площадке Томского краеведческого музея, был дан старт масштабным Дням культуры Республики Хакасия в Томске.

Гостей из Абакана песней старообрядцев приветствовал фольклорный ансамбль "Васильев вечер". А потом старейший сотрудник Хакасского национального краеведческого музея Людмила Угдыжекова провела обряд очищения огнем. Аналогичный обряд очищения есть и у русских. И даже травка используется та же: только русские ее называют богородской, а хакасы - ирбен.
- Хакасско-Минусинская котловина была своеобразным котлом, где варилась особая степная культура, выплески которой долетали до нас, - напомнила сотрудник Томского областного художественного музея Марина Лоскутова, которая в наряде сибирской крестьянки встречала гостей согласно обычаям начала ХХ века. Тем интереснее было прикоснуться к культуре, которая повлияла на рождение другой цивилизации - кулайской, представленной на территории Томской области. Солнцеликое божество встречало входящих в зал археологических древностей, привезенных из Национального краеведческого музея имени Л.Р.Кызласова. И пусть это была лишь фотография одного из знаменитых "идолов Енисея", но представление о древней культуре, родившейся шесть тысяч лет назад, она дает наглядно. Равно как и документальные фильмы "Дети Белой Волчицы", слайды "Тропа предков, или Тропа шамана", репортаж о празднике Тун пайрам-2011, которые демонстрировались посетителям в режиме нон-стоп. Современные музейные технологии позволили сделать, казалось бы, невозможное: вывезти за пределы региона культурную "недвижимость" своего края - археологические памятники. Но особое внимание подлинникам. Их в экспозиции немного, но они уникальны: миниатюрное изваяние "Кезе палазы" ("Дитя изваяний") - образец окуневской культуры, датируемый концом III - началом II тысячелетия до нашей эры, самый древний медный топорик, найденный на территории России, керамическая посуда энеолитической эпохи, а также фотографии тыштыпских погребальных масок бронзового века.
- Хакасия известна своими археологическими памятниками, которые хранят тысячелетнюю историю земли. На территории республики их сотни и сотни. У камней свое мировоззрение, они накопили многовековой опыт и знания. С ними общается народ. Каждый путешественник может открыть свой памятник, - утверждал сотрудник музея Эдуард Киргинеков. Он стал проводником в мир древней хакасской культуры во время символического путешествия, погрузив присутствовавших в шестое тысячелетие до нашей эры.
- На кезе шел камень из песчаника, - рассказывал Эдуард Николаевич. - Выбирался камень яйцеобразный или похожий на столбик, и на него наносился рисунок: овал - лицо, по краям - глаза и в центре еще один, третий глаз, который говорит о сверхвозможностях существа. Вместо носа две полосы, это зона осязания, ниже рот, еще ниже - солярный знак. Он стал символом республики и через пять тысяч лет перекочевал на флаг Хакасии... Из подземного мира по "лучику" - желтой ленте гости перешли в следующий зал, где была сконструирована юрта. И даже невооруженным глазом видно, что национальное жилище народов Южной Сибири устроено по принципу солнечных часов или природного календаря.
- Наш знаменитый профессор Леонид Кызласов сказал, что солнечные лучи, падая на землю, несут в себе жизнь, - заметила Людмила Угдыжекова, показывая на ленты, расходящиеся лучами из центра купола. Знакомить с этнографической выставкой "Хакасия - земля солнца" Людмила Георгиевна начала с обряда благопожеланий. Она предложила желающим взять на выбор любую чалама (голубую, красную, зеленую, белую ленточки) и завязать на священной березе. "Белый цвет - символ чистоты, красный - символ здоровья, голубой означает небо и чистоту помыслов", - поясняла Людмила Угдыжекова. "Жаль, нет символа денег, очень они нужны культуре", - посетовал Андрей Кузичкин, начальник департамента по культуре Томской области. Вместе с министром культуры Хакасии Светланой Окольниковой он первым повязал чалама на символическую березку. Без солнца не родится ячмень, не вызревает черемуха, а эти два ингредиента вместе с сахаром и маслом входят в состав лечебного и питательного талгана, который называют хакасским шоколадом. В старину талган иногда мясо хакасам заменял, а сегодня его рекомендуют врачи как средство, продлевающее молодость. Вот таким блюдом угостила куратор выставки всех гостей, стоявших на пороге золотой юрты. Отведали томичи и соляриков, особого печенья с изображением древних каменных изваяний. Угощая, Людмила Угдыжекова исполняла еще один древний обряд гостеприимства. Только стесненные музейные условия и правила экспонирования не позволили ей пригласить всех вглубь юрты, куда обычно приглашали дорогих гостей. Зато она подробно рассказала об устройстве национального жилища и об укладе жизни жителей степей и гор: "Юрта напоминает о кочевом периоде в жизни хакасов. Порой в аалах и сегодня в них живут. У каждой семьи есть родовая юрта. Она, как правило, делалась из дерева. Правая половина - женская, она главная, здесь и люлька, и посуда. Левая половина - мужская, ее символы - конская упряжь и походные сундуки и фляжки. В таком делении юрты слышны отголоски матриархата. В центре юрты - очаг (котел), за ним низкий столик. Стол - самый современный музейный предмет, ему всего 40 лет, но орнамент нанесен традиционный - растительные узоры с обязательным трехлистником, символом счастья. На полу должна лежать шкура или войлок, потому что полы были земляные". Сотрудники Хакасского музея предметный ряд выставки дополнили старинными и современными фотографиями, которые доказывают, что не распалась связь времен, что обычаи древних хакасов живы, хоть и претерпели существенные метаморфозы. Например, сравнивая уникальные фотографии начала ХХ века этнографа Степана Майнагашева, на которых запечатлен свадебный обряд (той), и современные снимки со свадьбы, замечаешь много общего. По-прежнему самая красивая и яркая женщина на свадьбе - сваха, а вовсе не невеста. Поэтому и на выставке самый заметный экспонат - костюм свахи, богато украшенный вышивкой и мехом. Уважительное отношение к старине и обычаям отцов и дедов помогает хакасам сохранить свою этническую самобытность в эпоху глобализации. О том, что в Хакасии берегут национальный костюм как достояние рода, рассказывает и фотовыставка Юрия Кудряшова "Хакасия. Традициями веков...". Она тоже разместилась в краеведческом музее.