Пособие для абитуриентов

Здравствуйте!

Вы решили поступать в Новосибирское государственное театральное училище. Возможно, у Вас возникают какие-то вопросы, касающиеся поступления в училище, обучения в нём, о будущей профессии. Мы постараемся ответить на некоторые из них и, может быть, некоторые из советов, которые Вы прочтёте в этой брошюре, помогут Вам.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО подумайте не торопясь, посоветуйтесь с родными, с людьми, которым Вы доверяете - нужно ли Вам идти в театр? Профессия актёра была и остаётся одной из самых рискованных, зависимых, очень сложных в быту и, к сожалению, одной из самых низкооплачиваемых. Актёры, которых Вы знаете по кино, по театру, Заслуженные, Народные, известные всей стране, - их единицы. Огромная же армия актёров по всей России живёт очень нелёгкой жизнью, зарабатывая крохи, часто не имея своего жилья, а главное - играя гораздо реже, чем хочется, и не то, что хочется. И отсутствие взаимопонимания с режиссёрами, и ожидание роли - месяцами, иногда годами, - и бесконечная беготня в попытках где-нибудь подработать - обо всём этом Вам могли бы долго и много рассказывать сотни и тысячи актёров и в провинции, и даже в столице. И это актёры, которые работают в театре. А сколько тех, кто окончил театральное училище или ВУЗ, и хорошо окончил, - и не может найти свой театр, свой коллектив! Да и само обучение в училище вовсе не радужная картинка. Это тяжёлый, порой монотонный труд и в самом училище (а наши студенты находятся в нём ежедневно с 9 до 20 часов), и дома, т.к. надо много делать самостоятельно, заниматься самоподготовкой, бесконечно много читать. И далеко не всегда на репетициях, на занятиях царит радостная атмосфера праздника, бывают и слёзы, и обиды. У училища нет общежития, так что если Вы приехали из другого города - перед Вами проблема: где Вы будете жить? Училище Вам в этом помочь не сможет. Есть и ещё масса проблем, о которых можно долго говорить - и мизерная стипендия, которую ещё нужно заработать, и теснота учебных помещений, и то, что всё, от мытья полов до изготовления декораций, студентам приходится делать своими руками. Словом, Вас ждёт очень сложная, подчас несправедливая, трудная жизнь. И за все эти муки актёр (и то если ему повезло!) получает единственную награду - право играть, возможность жить на сцене, творить в театре.

Но если мы всё-таки Вас не напугали, если Вы готовы претерпеть все муки ради права быть на сцене, если Вас понимают и поддерживают Ваши родные и близкие, - ну что же, давайте знакомиться!

Новосибирскому государственному театральному училищу уже более 40 лет. За это время из его стен вышло более тысячи актёров, которые сейчас работают, без преувеличения, во всём мире. Среди наших выпускников и Народные, и Заслуженные артисты, и лауреаты самых различных, в том числе международных, премий. Преподаватели училища - и ведущие актёры и режиссёры Новосибирска, и штатные педагоги, сделавшие работу в училище своей основной профессией.

В училище три отделения: "Актёр драматического театра" (набор на это отделение идёт каждый год), "Актёр театра кукол" и "Актёр музыкального театра" (набор на эти отделения происходит один раз в четыре года). Принимаются девушки в возрасте с 15 до 22 лет и юноши с 15 до 25 лет, без физических недостатков, обладающие хорошим здоровьем (профессия актёра требует очень хорошего здоровья!), с внешними и внутренними данными, соответствующими требованиям профессии. Эти данные и определяет Приёмная комиссия на вступительных экзаменах.

Обучение в училище длится 4 учебных года. Программы обучения практически не отличаются от ВУЗовских, а по профессиональным дисциплинам полностью им соответствуют. По окончании училища выпускник получает диплом государственного образца, который даёт ему такие же права, как и выпускнику любого театрального института или академии Москвы, Санкт-Петербурга или любого другого города России.

Вступительные экзамены обычно начинаются в начале августа, но возможны изменения, поэтому сроки лучше уточнить заранее, в мае-июне.

Каждый год в училище действует так называемый "нулевой" курс, с сентября по май, и сокращённые двухмесячные подготовительные курсы, с марта по май, для потенциальных абитуриентов. На этих занятиях можно более серьёзно подготовиться и к поступлению в училище, и к профессии актёра. Там слушатели этих курсов знакомятся с основами речи, мастерства актёра, сценического движения, узнают многое об училище, о том, что им предстоит, если они станут студентами. Лучшие из слушателей этих курсов имеют определённые преимущества перед другими абитуриентами, иногда освобождаются от первого, самого длительного тура на экзаменах. А иногда эти занятия помогают ребятам понять, что они сделали неверный выбор, что их данные не соответствуют профессии, и избежать ошибочного решения. Обучение и на "нулевом" курсе, и на подготовительных двухмесячных курсах платное.

Но если Вы решили готовиться к поступлению самостоятельно, наше пособие постарается помочь вам в этом.

Предварительная подготовка

ИТАК, Вы решили готовиться к поступлению в театральное училище. И первый наш совет - читайте! Читайте как можно больше! Обязательно - художественную литературу, в первую очередь - классику, русскую и зарубежную, читайте стихи, пьесы, прозу. Дело не только в том, что после экзаменов по специальности Вам надо сдавать экзамен по литературе и русскому языку. Чтение разовьёт Ваш ум, кругозор, сформирует Вашу личность, с Вами будет интереснее беседовать и через это узнать Вас, Ваши интересы, а это именно то, что пытаются понять на вступительных экзаменах педагоги. Кроме того, читая, Вы можете легче найти интересующий Вас материал для выбора репертуара на экзамен по специальности.

Откройте шире Ваши глаза, почаще наблюдайте за людьми вокруг Вас, подмечайте, запоминайте интересные реакции людей, манеру поведения, неожиданные оценки событий, отношения. Всё это, помимо развития вашей наблюдательности, может пригодиться и на вступительных экзаменах, и в обучении.

ОБЯЗАТЕЛЬНО сходите в зоопарк, и не один раз. Понаблюдайте за повадками зверей, птиц, "примерьте на себя" их манеру двигаться, реагировать, "думать", словом, "поиграйте в животных". Только постарайтесь не "показать" тигра или орла, а как бы "стать" им, увидеть мир его глазами, ощутить своё тело, как его, и не задавайтесь вопросом: "А как я выгляжу? " Здесь важнее ваша вера в то, что Вы - волк, попугай или хомячок.

СЛУШАЙТЕ музыку, причем музыку серьёзную, симфоническую, заставляющую задуматься, создать в воображении особый мир, последите за возникающими в Вас образами. Современные лёгкие жанры никуда от Вас не денутся, но подумать, стать глубже позволит именно такая, классическая музыка. Попробуйте наедине или с близкими друзьями описать свои ощущения, зафиксировать мир, вызываемый в воображении музыкой. Это тоже очень полезное упражнение.

Почаще ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ - увиденное, прочитанное, услышанное. Причём старайтесь донести своё впечатление до слушателя, чтобы он увидел это как бы Вашими глазами. Умение заразить слушателя рассказом - очень важное качество актёра, потренируйте его.

Вам, конечно, помогут и занятия спортом, и танцы, только не превращайте их в самоцель. Готовые танцоры не так уж выигрышно выглядят на экзаменах в театральное училище, а некоторые виды спорта, если ими заниматься профессионально, могут стать даже проблемой для актёра (например, тяжёлая атлетика). Вполне достаточно, если для Вас не будет проблемой просто двигаться, под музыку или без неё, с ощущением радости от свободного тела.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ тоже очень неплохое место для абитуриента. Попытайтесь, не спеша, выбрав картину, как бы "вжиться" в неё, ощутить то, что хотел выразить автор, оказаться на месте персонажа. Попробуйте пересказать живописное полотно, но не на уровне перечисления предметов, а передать атмосферу, характер, мысль художника. Если это портрет - попытайтесь "разгадать" этого человека, рассказать о нём кому-нибудь так, чтобы слушателю стало интересно. Может быть, попробуйте "стать" этим человеком, сыграть его, прожить "им" кусочек жизни - с его (созданной Вами) манерой говорить, двигаться, с его отношением к жизни.

Ну и конечно же, ХОДИТЕ В ТЕАТРЫ ! Бывает просто очень стыдная ситуация, когда абитуриента, пришедшего в театральное училище, спрашивают, какие спектакли ему запомнились, а ему нечего сказать, он не ходит в театры, не знает того искусства, которому пришёл посвятить жизнь! Более нелепой ситуации не придумаешь. Поэтому житель Новосибирска, не знающий спектаклей новосибирских театров, имён ведущих актёров и режиссёров города, безусловно, производит на комиссию удручающее впечатление.

"Вам не помешают любые книги по театру: и мемуары известных актёров, и "Моя жизнь в искусстве" К.С.Станиславского, и книги по истории театров мира и страны, и самые разные пьесы, даже если они и не дадут Вам материала для чтения на вступительных экзаменах. Читайте о театре всё, что Вам удастся найти!

Информация о вступительных экзаменах

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ экзамены в училище состоят из двух основных частей: творческий экзамен, проходящий в три тура, или круга, и общеобразовательный экзамен по литературе и русскому языку. Успешно сдавшие эти экзамены на конкурсной основе зачисляются в училище.

Училище каждый год получает государственный план набора, поэтому может быть зачислено строго определённое число студентов. Успешно сдавшие экзамены, но не прошедшие по конкурсу (то есть сдавшие экзамены хуже, чем их "конкуренты"), в порядке исключения иногда могут быть зачислены в студенты, но при условии оплаты их образования. Решение об этом принимает приёмная комиссия на основании экзаменов, и с родителями таких абитуриентов заключается договор установленного образца.

ЗАРАНЕЕ, обычно с 1 июня, начинается приём документов у абитуриентов. Здесь действуют обычные для средних специальных учебных заведений правила: поступающие сдают документ об образовании (в подлиннике), медицинскую справку по форме № 286, 4 фотографии и, если есть, трудовую книжку или её копию. При сдаче документов секретарю абитуриенты предъявляют паспорт, а юноши - воинский документ (военный билет или приписное свидетельство).

Различные дипломы, характеристики, ходатайства, почётные грамоты и так далее могут быть приняты в числе документов, но решающей роли они, как правило, не играют, нас больше интересует, каков человек сейчас, здесь, перед нами, а не каким он был три года назад на каком-либо конкурсе.

Кто именно из руководителей курсов набирает курс в данном году, становится окончательно известно только летом. Если это для Вас принципиально, позвоните в училище и узнайте дополнительно. Большинство абитуриентов просто поступает "на драму" или "на музыкальное отделение", но бывает, что человек хочет учиться именно у определённого мастера. Тогда в заявлении, сдавая документы, Вы можете сделать приписку: "На курс педагога Петрова".

Ближе к началу собственно экзаменов (за неделю, за три дня) составляются списки абитуриентов, вызываемых на тот или другой день вступительных экзаменов. Будьте бдительны и узнайте заранее, на какое число Вы вызваны, чтобы не оказаться за бортом. Списки, как правило, вывешиваются при входе в училище по адресу ул. Революции, 6, тел. 223-48-87.

Выбор репертуара

ЭТО, конечно, одна из главных проблем для поступающих. Мы не будем давать конкретных советов, списков, поскольку нас интересует не произведение само по себе, а ВЫ, ВАША ЛИЧНОСТЬ, и в том числе - Ваш выбор. По правилам приёмных экзаменов, абитуриент готовит (то есть выучивает наизусть, продумывает, разбирается в произведении) стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения.

Мы никак не регламентируем - русская или зарубежная поэзия Вами выбрана, знакомое всем произведение или никем не слышанное. Нас интересуете ВЫ. Но несколько советов всё же стоит дать.

Не берите эстрадных монологов, особенно "выученных с телевизора". Это особый жанр, и исполняется он по особым законам.

Осторожнее относитесь к стихам и прозе своих знакомых и друзей, возможно, это литература невысокого качества, даже если она Вам нравится.

Не используйте в качестве стихотворений тексты песен, они создаются для другого жанра и в качестве поэзии не всегда выигрышны.

Свои стихи и прозу, если Вы сами пишете, держите всё-таки в качестве "запасного варианта", а не единственного, что у Вас есть.

Не старайтесь поразить комиссию неожиданностью выбора, цель приёмных экзаменов не в этом. Поэтому выискивать во что бы то ни стало автора, о котором никто ничего не слышал, не обязательно.

На первом месте в выборе материала должен стоять Ваш вкус, Ваше мнение, Ваша жизненная позиция. Поэтому берите произведения, которые Вас волнуют, Вам интересны (хорошо, если Вы ещё и сможете рассказать, чем именно, если Вас об этом спросят), в которых Вам есть что сказать. И конечно, классическая литература здесь не подведёт, её уровень проверен временем, и уж в качестве её можно быть уверенным. И совсем неважно, что это уже читали до Вас сотни других поступающих - Вы-то это читаете первый раз!

Стихотворений (только не говорите "стих", стих - это одна строчка стихотворения) советуем подготовить несколько, три, четыре, пять, причем разного характера: одно лирическое, другое смешное, третье энергичное, резкое и так далее.

Выбор прозы - проблема нелёгкая. Здесь тоже мы рекомендуем иметь в запасе два-три варианта. Длина отрывка может быть минут пять, может быть, чуть больше. Во время чтения Вас могут остановить, сказать: "Спасибо, достаточно". Не делайте из этого никаких скоропалительных выводов, не надо впадать в отчаяние или, наоборот, решать, что всё уже в полном порядке. Это значит только, что в этом качестве Вы комиссии уже понятны, пойдём дальше. Но не рассчитывайте на остановку, когда учите текст. Вообще избегайте крайностей - и не стоит учить "Войну и мир" наизусть, и рискованно ограничиться тремя предложениями, рассчитывая, что дальше всё равно слушать не будут. Лучше, если в Вашем отрывке или рассказе сразу что-то происходит, меняются отношения, действие не развивается полчаса до первого события. Так что не всегда стоит начинать с самого начала рассказа или повести. В выборе прозаического материала тоже следуйте правилу: "Этот материал мне нравится, мне хочется им поделиться со слушателями".

В басне проверяется чувство юмора абитуриента, его умение увидеть неожиданный поворот сюжета, а также и способности к перевоплощению. Басня всегда немножко "играется", в ней действуют разные животные, и это стоит учитывать. Только тоже не увлекайтесь внешним изображением животных, переодеванием и т. д. Важно, как Вы внутренне меняетесь в том или ином персонаже басни. Выбор автора басни тоже не имеет принципиального значения, найдёте что-нибудь новенькое - замечательно, нет - все известные баснописцы от Эзопа до Михалкова в Вашем распоряжении.

Подумайте о том, что Вы споёте, когда Вас попросят об этом. Не стоит выбирать даже нравящиеся Вам современные мелодии, которые не звучат хорошо без мощного музыкального сопровождения. Здесь Вам больше подойдут песни народные, простые по мелодии, которые легко спеть без сопровождения музыки и при этом донести её смысл. Аккомпанировать самим себе на гитаре или фортепиано не возбраняется, но подумайте, справитесь ли Вы с этой двойной задачей. Фортепиано, кстати, часто "забивает" звуком исполнителя, и приходится просить его спеть что-то без сопровождения инструмента.

Некоторые абитуриенты заранее готовят танец для показа, даже приносят с собой магнитофон. Этого делать не нужно, нас интересует не заученный заранее танец, а сиюминутная реакция на музыку, пластическая импровизация. Так что определённый танец заранее не учите, это не пригодится.

В некоторых театральных учебных заведениях в обязательном порядке требуется прочесть монолог из какой-либо пьесы. У нас такого правила нет.

И ещё раз напомним: в репертуаре нас в первую очередь интересует не автор, даже не произведение, а то, как в этом материале проявляетесь Вы, Ваша личность, Ваши особенности.

Как репетировать

Сначала внимательно прочтите выбранное Вами произведение. Если это отрывок из повести или романа, не поленитесь дочитать его до конца, будет очень стыдно, если Вас спросят, что же случилось дальше, а Вы растерянно промолчите. Да и понять, о чём отрывок, можно, только зная произведение целиком.

Разберитесь в тексте, подумайте о том, что хотите сказать этими словами нам, другим людям. Определите для себя главную мысль отрывка и постарайтесь, читая , донести её до слушателя.

Будет очень полезно заглянуть в Словарь русского языка или хотя бы в словарь ударений, чтобы Вы не стали героем ситуаций с нелепыми ударениями, над которыми смеётся вся комиссия. В слове одно ударение, в каждом предложении, как правило, одно главное слово, одна мысль. Постарайтесь избежать болезни, которая называется "многоударность", когда все слова одинаково важны.

Не забудьте, что стихотворные произведения отличаются от прозы определённым ритмом, постарайтесь ощутить его, "зажить" им. В конце каждой строки стихотворения интонация как бы слегка идёт вверх, мысль ещё не заканчивается, она продолжается дальше, в следующих строчках, поэтому окончательное понижение интонации происходит только в конце фразы, на точке.

Не советуем заучивать интонации намертво, как на магнитофоне. Каждый раз, репетируя, читая своё произведение, постарайтесь найти в нём что-то новое, чего раньше не замечали. И читайте не "уху" слушателя, а как бы "глазу", старайтесь передать нам не слова, а то, что за ними - Ваши ощущения, картины, встающие в вашем воображении. Заставьте нас увидеть мир Вашими глазами.

Не очень полезно репетировать перед зеркалом, это не даёт полного ощущения того, как Вы читаете, Вы всё равно постоянно слегка как бы корректируете себя . Лучше посадите перед собой друзей, знакомых и попросите послушать Вас. Но к советам их относитесь осторожно, принимайте только те, с которыми Вы сами согласны.

Некоторые абитуриенты готовятся к вступительным экзаменам с профессиональными актёрами, репетиторами. Это Ваше право, но вполне может быть, что Ваш репетитор и члены приёмной комиссии по-разному оценивают манеру чтения, способ держаться на сцене, Ваши способности. Поэтому мы не рекомендуем этот способ подготовки как наилучший, дающий некую гарантию поступления. Ещё раз повторим: чем естественнее Вы будете, чем больше будете самими собой - тем интереснее Вы для нас.

Экзамены по специальности

Экзамены по специальности, то есть по актёрскому мастерству, проходят в каждом учебном заведении со своими особенностями. В Новосибирске это обычно происходит так (хотя возможны и изменения, каждый набирающий курс педагог может в "традиции" вносить и что-то своё. Будьте внимательны!).

Экзамен по мастерству обычно проходит в три круга, или тура. Первый тур, в зависимости от количества абитуриентов, может длиться два или три дня, пока пройдут все, подавшие заявления. (Ещё раз напомним - внимательно просмотрите списки абитуриентов, уточните, на какое время Вы вызываетесь. Путаница, неявка работают против Вас.) Как правило, на первом туре Вам будет предложено прочесть приготовленную Вами программу. В аудиторию вас будет приглашать секретарь комиссии по пять или по десять человек, и затем по одному вас вызовут на сценическую площадку. Что читать сначала - продумайте заранее сами, хотя комиссия может и попросить начать, например, со стихотворения. Большая просьба - рассказывайте Вашу историю нам, зрителям, а не стенам, потолку или полу. Только через Ваши глаза мы сможем понять Вас. Понятно, что страшно, что Вы не вполне уверены, - преодолейте этот страх и читайте нам в глаза. Не смущайтесь, если мы попросим прочесть что-либо громче, отойти подальше, остановим раньше, чем Вам бы хотелось, всё это совершенно нормальные вещи.

Несколько слов о том, как одеться на экзамен. Лучшим правилом здесь будет скромность и удобство. Затягиваться в костюм-тройку и галстук для юноши, если он к ним не привык, не нужно, но и обратные крайности - разодранные кроссовки, "изящно" располосованные джинсы и майка с портретом Майкла Джексона на животе тоже нежелательны. Вам должно быть удобно, но и мы не должны отвлекаться на Вашу одежду. Запомниться должны Вы, а не Ваш костюм! То же самое относится и к одежде девушек. Не приходите на экзамены в брюках, мы должны увидеть Вашу фигуру в женской одежде. Не стоит одеваться слишком парадно, Вам придётся двигаться, может быть, сесть, а может быть, даже лечь на пол, встать на стул. Поэтому излишняя "красивость", уместная на празднике, здесь помешает. И слишком длинная юбка, скрывающая вашу фигуру, и слишком короткая, в которой шагу не сделаешь и на стул не встанешь - все крайности нежелательны. Не злоупотребляйте роскошными причёсками, чем ближе к природе - тем лучше. То же самое относится и к косметике. Если уж обходиться совсем без неё Вы не привыкли, то оставьте такой минимум, который практически незаметен. Обувь должна быть удобной, в которой Вам будет легко двигаться по сцене, танцевать. Сверхдлинные шпильки могут сослужить Вам плохую службу, скажем, в танце. На площадке Вас могут попросить снять, например, вязаную кофту или жакет с квадратными плечами, скрывающий вашу фигуру. В этом нет желания унизить, сделать Вас хуже, но мы должны увидеть ваши внешние данные, понять, как Вы выглядите на сцене, чтобы не совершить ошибки. Девушкам лучше быть в колготках, даже если на улице очень жарко. Главное правило в одежде: должны быть видны Вы, а не Ваш парикмахер или портной.

Выходя на площадку, представьтесь, назовите себя, свой возраст, чётко назовите репертуар, который Вы приготовили, - автор, название произведения и не торопитесь, дайте возможность секретарю записать всё это. (Напоминание вроде бы смешное, но по опыту всё же нужное: имя, фамилию автора и название произведения нужно знать точно. А то бывают такие нелепые случаи..) Постарайтесь быть внимательными, если Вам зададут ещё какие-то вопросы - отвечайте спокойно, ясно, и, главное, не считайте, что какой-то вопрос уже решает Вашу судьбу. Нам просто важно познакомиться с Вами, понять вас. Ну и конечно, "здравствуйте", "спасибо", "извините" и так далее никак не принизят Ваше творческое достоинство.

Вам могут быть предложены какие-то задания уже на первом туре - спеть, потанцевать, прочесть басню от имени кого-то из персонажей и так далее. Самое лучшее для Вас, если эти задания Вы воспримете не с ужасом, а с азартом, с интересом: а как это у меня получится? Интересно! Ну-ка, попробуем! Это - проявление актёрской черты, такая позиция свойственна творческим людям. Не бойтесь ошибиться, сделать что-то не то, действуйте смело. Выбросьте из головы школьное желание "угадать правильный ответ": здесь не может быть неправильных или правильных ответов или сделанных заданий. Здесь либо Вы сами проявляетесь как личность, либо прячетесь, закрываетесь от нас, и тогда нам очень сложно разгадать Вашу творческую природу.

После первого тура, прослушав всех, или каждый день, или в конце всех дней первого тура, комиссия совещается, и в окне появляется второй список - допущенных на второй тур.

Для прошедших на второй тур задания могут быть уже более разнообразными. Комиссия может попросить Вас прочесть что-нибудь новенькое (вот здесь и пригодятся Ваши "запасные" стихи и отрывки!), спеть что-нибудь, станцевать. В танце нас интересует в первую очередь ваше ощущение музыки, её настроения, характера, ритма, умение жить в ней по-разному. Если мелодия изменится: звучал вальс, и вдруг полечка, а потом цыганский, - не торопитесь, пропустите музыку через себя, заживите ею - и тогда уже пускайте себя в движение. Ещё раз повторим, что нас не интересуют заученные танцы, этому вас будут учить в училище, а вот Ваше восприятие музыки, выраженное в движении, - вот это важно. Если комиссия вдруг решит дать Вам во время танца партнёра или партнёршу - постарайтесь танцевать вместе, друг для друга, общаясь.

На втором туре часто абитуриентам даются игровые задания: сыграть животное - льва, хомячка, свою собаку; сыграть (то есть стать на время им) какой-нибудь предмет - пылесос, угольный комбайн, чайник. Относитесь к этим заданиям с интересом, с азартом - это повод для игры на сцене, а ведь для этого Вы сюда и пришли. Если Вам зададут какую-то жизненную ситуацию, этюд (поговорить по телефону, позвать на помощь, погладить блузку и т.д.), не изображайте никого, делайте всё так, как ВЫ это и делали бы в жизни. Пародии, показы других людей, наблюдения - это другое задание. Возможно, Вам предложат поиграть с предметом - тростью, мячиком, плюшевым мишкой. Постарайтесь заинтересоваться заданием, внимательно изучите предмет, если этого требует задача - своим воображением "превратите" его во что-то: это не трость, а ружьё, это не мячик, а огромный бриллиант, и отнеситесь к ним соответственно.

Во всех заданиях помните: будьте самим собой, не старайтесь стать кем-то, не изображайте ничего. Естественное поведение на сцене - одно из самых ценных актёрских качеств.

После подведения итогов второго тура обычно даётся ещё один день для консультации с педагогами по вокалу и для собеседования. За этот день все, допущенные к третьему туру, должны встретиться с педагогами по вокалу, проверить слух, ритм и голос и выбрать песню, которую споют на третьем туре уже в сопровождении концертмейстера. И, кроме этой консультации, Вы встречаетесь с комиссией, но уже не на площадке, а глаза в глаза, за столом, для разговора. Предсказать тему разговора практически невозможно. Мы можем спросить Вас о Вашей семье и о литературных пристрастиях, выполнить какой-либо тест или рассказать о портрете, вспомнить случай из жизни или расспросить о Вашем городе. Предугадать невозможно. И не пытайтесь, опять-таки, как в школе, угадать ответ, который нам понравится. Главное, что Вам повредит, - это ложь, фальшь, вот этого не допускайте. Лучше совсем не ответить на какой-либо сложный или личный вопрос, чем врать, стараясь быть привлекательнее. Будьте искренне такими, какие Вы есть.

Ну и, наконец, - третий, окончательный тур экзамена по мастерству. Чего захотят от Вас педагоги, абсолютно невозможно предугадать, так что будьте готовы ко всему: и петь, и снова читать, и играть животных, и делиться на группы, и рассказывать анекдоты, и играть этюды, и сыграть отрывок из пьесы, который Вам зададут на втором туре, и рассказать о себе, о своей семье, друзьях. Здесь у комиссии последняя возможность избежать творческой ошибки перед общеобразовательными экзаменами, и что нас заинтересует в конкретном абитуриенте, никто заранее знать не может. Готовьтесь ко всему возможному и невозможному!

Общеобразовательные экзамены

Обычно при вывешивании списков после третьего тура около училища раздаются радостные крики, и прошедшие на "обычные" экзамены считают, что уже всё, они поступили. Увы, не тут-то было! Очень часто именно на литературе и русском языке и Вас, и нас подстерегают горестные разочарования. Парень - и симпатичный, и способный, но имена Пушкина, Есенина, Булгакова для него, что китайская грамота. Красивая и одарённая девушка - но в её диктанте красных чернил педагога больше, чем синих её текста. И приходится расставаться со способными людьми, потому что профессия актёра в качестве обязательного компонента предполагает грамотность, знание хотя бы основ культуры. Иначе нам просто не о чем будет разговаривать на занятиях, нет точек соприкосновения! Поэтому ещё раз напомним то, что говорилось о предварительном этапе: читайте, читайте и ещё раз читайте!

Абитуриенты, закончившие полную среднюю школу (11 классов), сдают устно русскую литературу в объёме средней школы, никаких новых произведений, о которых Вы не слышали в школе, в билетах не будет. Если абитуриент закончил 9 или 10 классов, он пишет диктант по русскому языку, тоже в пределах школьной программы. И хотя всё это теоретически выпускники школ должны знать, бывают очень досадные срывы на конкурсе. Постарайтесь избежать этих неприятностей! Не считайте, что на третьем туре всё заканчивается!

После окончания экзамена по литературе и проверки диктантов комиссия собирается для проведения конкурса. Те, кто по своим творческим, личностным данным, по оценкам на общеобразовательных экзаменах опережают своих конкурентов, зачисляются на первый курс. Если одновременно набираются две учебные группы двумя руководителями, здесь же происходит и разделение студентов на группы. Вы можете выразить своё пожелание учиться именно у данного педагога, но если Вы его не очень заинтересовали, если подобрались более сильные ребята, он может Вас и не взять, и Вы можете совсем оказаться "за бортом". Поэтому решайте этот вопрос сами - стоит настаивать на поступлении именно в данную группу или лучше довериться педагогам. Абитуриенты, сдавшие все экзамены, но набравшие меньшее число баллов, то есть не прошедшие по конкурсу, иногда, в порядке исключения, могут быть приняты в училище на платной основе. Решается это обязательно с участием родителей, которым предстоит платить 4 года эти немалые деньги, и именно с родителями администрация училища подписывает договор о платном обучении. Разговор о платном обучении обычно может состояться только после конкурса, когда основная группа уже сформирована. (Ещё раз напомним, что училище - государственное учреждение, и набирать студентов сверх государственного плана, "сколько угодно", мы не имеем права.)

Ну и несколько слов о грустном. Итак, Вас не оказалось в списках прошедших на очередной тур. Что делать? Прежде всего - не отчаиваться. Если Вы убеждены, что Вам нужно быть в этой профессии, -попытайтесь поступить на следующий год, такие случаи бывали. А может быть, задумайтесь о своём выборе. Решение комиссия принимает не наспех, всегда коллегиально, это не мнение одного человека, и если столько специалистов говорят, что Вам не стоит заниматься этой профессией, - может быть, в этом есть истина? Поверьте, что горький опыт не обманывает: плохой, слабый, малоодарённый актёр - одно из самых мучительных занятий в жизни. Актёр, которого не занимают из спектакля в спектакль, который на заднем плане держит алебарду, когда его сокурсник играет Гамлета, актёр, которого держат в театре из жалости, а когда наступают времена похуже, - увольняют первым, вот таким актёром мы не хотим видеть наших выпускников. Поэтому, когда комиссия говорит Вам: "Нет" - при всей жёсткости, делается это Вам же во благо. И не надо унижаться, ловить педагогов поодиночке, просить посмотреть Вас ещё раз, предлагать мыслимые и немыслимые блага, умолять - унижения в этих действиях много, а способностей Вам они не прибавят. Погрустите, вздохните - и начинайте строить свою жизнь в другой профессии, не потеряв годы на ту, в которой Вы не очень одарены.

Иногда не прошедшие абитуриенты задают роковой вопрос: "Почему меня не взяли? " По опыту можно сказать, что однозначного ответа почти никогда не бывает. Мы воспринимаем поступающих в комплексе всех их данных, и выделить что-то одно почти невозможно. Где-то не хватило темперамента, в чём-то сфальшивила, есть дефекты речи, физически несвободен, мало сценического обаяния - все эти проблемы в сумме и диктуют решение комиссии. Так что не ищите простых ответов на сложные вопросы. Значит, не хватило одарённости по сравнению с другими.

Поведение в училище

Это вовсе не второстепенный вопрос. Во время вступительных экзаменов в училище находится несколько сотен человек, и помехи в работе Приёмной комиссии они порой создают немалые. А нам необходима тишина и сосредоточенность, чтобы не ошибиться, чтобы не пропустить искорку таланта. Поэтому главная заповедь во время экзаменов - ТИШИНА! Если каждый из десятков ждущих своей очереди будет говорить хотя бы негромко работать станет невозможно. Поэтому в ожидании, настраиваясь на свой выход, помолчите, сосредоточьтесь сами и ненавязчиво постарайтесь утихомирить слишком шумных собратьев. Кроме того, не забывайте, что училище расположено в жилом доме, и радостные крики и песни перед входом, на улице сильно осложняют жизнь ни в чём не повинным людям. Вообще сдержанность чувств в коридоре и полная их свобода на площадке - это принципиально лучше, чем наоборот.

В зал, где идёт прослушивание, не допускаются ни поступающие, ни их родственники и знакомые, ни вообще посторонние для училища люди. Это правило не случайно, и не пытайтесь "пролезть" в зрители, когда приглашается очередная "десятка". Не надо заглядывать в окна, подслушивать у дверей. В своё время Вас вызовут, и Вы всё узнаете - и как там, и кто как слушает. Иногда в зал приходят актёры, педагоги училища, порой допускаются студенты (если хорошо себя ведут). Но и они, когда настаёт время обсуждения очередной группы прослушанных, оставляют членов Приёмной комиссии наедине, слишком это деликатное дело - решать судьбы людей.

Студенты, уже учащиеся у нас, часто появляются на вступительных экзаменах, поддерживают, советуют, "режиссируют", порой демонстрируют собственную "гениальность". Общайтесь с ними, конечно, слушайте их, но выводы делайте сами, не считайте их мнение истиной в конечной инстанции. Иногда их рекомендации могут и помешать, сбить Вас с Вашего собственного настроя. Не подстраивайтесь ни под кого, таких, как Вы - не было и не будет, Вы неповторимы и этим-то и интересны. Так что больше верьте себе, хотя и слушайте, набирайте информацию.

Обязательно помните про правила вежливости ко всем сотрудникам училища, не только к тем, кого Вы знаете. Невежливость, хамство не должны существовать в творческом учебном заведении, и Вам тоже стоит поддерживать этот принцип.

Не бегайте по аудиториям училища, даже если студенты Вас туда приглашают. Это ещё не ваш дом, Вы ещё "не здесь", поэтому держитесь там, где ваши коллеги, абитуриенты. Остальное - впереди. В училище не курят. Девушкам вообще запрещается курить во время учёбы, все 4 года, юноши "преследуются" не так строго, но подымить им приходится выходить на улицу. Ну и конечно, спиртные напитки любого уровня абсолютно исключены в нашем училище, и ни в коем случае не поддавайтесь соблазну или "авторитетному" совету "глотнуть для храбрости", ни к чему хорошему это не приведёт.

Позаботьтесь о здоровье в период вступительных экзаменов, не рискуйте в прохладную погоду шлёпать босиком по лужам. Это, конечно, очень весело и приятно, но когда Вы перед комиссией захрипите простуженным голосом, весёлость мгновенно исчезнет. Ваши враги на период вступительных экзаменов (а если повезёт, и на время учёбы ) - мороженое, семечки, пиво и длительное пребывание на пляже. Всё это очень влияет на голосовые связки и лишает Ваш голос присущей ему прелести и силы.


Итак, вот несколько советов, которые, как мы надеемся, помогут Вам успешно выдержать вступительные экзамены и стать студентами Новосибирского государственного театрального училища. Если этой информации для Вас мало - приходите в училище, задавайте дополнительные вопросы, поступайте на наши подготовительные курсы.

Училище работает в двух корпусах. Приёмная комиссия и администрация находятся в здании по улице Революции, дом № 6. Телефон 23-48-87. Это здание находится неподалёку от театра "Красный факел" и Кукольного театра, в центре города, ближе всего к нам станция метро "Площадь Ленина".

УДАЧИ ВАМ !

Не только о театре. Зубов А.Е.

Авторские разделы