Несколько мыслей о театральной педагогике сегодня

Хотя эти заметки написаны о театральном образовании и связаны в первую очередь с тем, каким должен быть новый театральный вуз, но, возможно, и преподаватели других учебных заведений, и даже не гуманитарных, увидят здесь перекличку со своими проблемами. Процессы в обществе во многом едины...

Движущей силой прогресса в XXI веке стала Личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития всё дальше уходят от чётких схем классового и общественного деления общества, характерных для человечества ХХ века. Роль Личности в истории всё больше становится определяющей в самых массовых процессах и движениях.

Ещё более явственно проявляется эта тенденция в современном театре. Всё сложнее классифицировать спектакли с точки зрения жанровых схем, видов театра, драма тесно переплетается с балетом, мюзиклом, кукольным театром, театром пластики, импровизация становится основой сценического произведения и на уровне драматургии. Уходит в прошлое «общее» представление о том, как надо играть Чехова, Островского, Шекспира. Доминирующим всё больше становится авторский, личностный взгляд на произведение. В области организации театра также наблюдается разрушение привычной модели стационарного репертуарного театра, антрепризный принцип создания спектакля прочно вошёл в сегодняшнюю жизнь. Одни и те же актёры, художники, композиторы работают в проектах совершенно полярных по принципам режиссёров, в диаметрально противоположных по решению спектаклях. Сегодня театры различаются не столько по стилю творчества всей труппы, по творческой платформе коллектива, сколько по позициям режиссёров, лидеров.

Эти тенденции не могли не отразиться и на театральной школе, на процессах воспитания актёров и режиссёров. Если раньше каждый театральный вуз имел свою творческую манеру, отличительные особенности подготовки, заметные сразу, то теперь практически невозможно отличить стиль игры выпускников разных театральных школ, он зависит в гораздо большей степени от личности педагога, от индивидуальности актёра.

В театральном образовании сегодня наблюдаются два основных направления, диалектически сосуществующих в учебном процессе. С одной стороны, углубляется и совершенствуется технологическая подготовка актёров и режиссёров. Требования современного театра очень высоки. Чтобы не затеряться в театральном пространстве страны, современный актёр действительно (а не на уровне деклараций, как два десятка лет назад) должен виртуозно владеть всем арсеналом своих выразительных средств - голосом, телом, обладать незаурядными вокальными способностями, блестяще танцевать в любых стилях, в совершенстве владеть разнообразными техниками в области пластики - акробатикой, искусством сценического боя, фехтованием, пантомимой, уметь играть на различных музыкальных инструментах. Все эти навыки востребованы в современном театре в полной мере. Уровень преподавания практических дисциплин в современной театральной школе России неизмеримо вырос. Огромный методический рывок сделала отечественная школа сценического движения, пластики, принципиально изменилось преподавание сценической речи. Бесконечное разнообразие стилей, жанров и направлений современной литературы предъявляет особые требования и к интеллектуальной подготовке актёра. Литературная основа современного театра требует от него знания в равной степени и классики, и современности, способности разбираться во всех тонкостях авангардных и традиционных направлений искусства. Музыка стала неотъемлемым выразительным средством сегодняшнего спектакля, и актёр обязан быть профессионалом и в этом виде искусства. Визуальный образный ряд современного театрального искусства заставляет и актёра, являющегося составной частью единого сценического зрелища, понимать законы изобразительных искусств, глубоко разбираться в живописи, скульптуре.

Принципиально возросли требования и к внутренней психотехнике актёра. Приблизительное «правдоподобие» театра 70-х - 80-х годов прошлого века воспринимается сегодня как архаизм. Крупный план телевидения и кино, малая сцена театра, знакомство с лучшими кинематографическими и театральными работами зарубежных деятелей искусства - все эти факторы заставляют сегодня преподавателей театральных школ страны искать методические пути к глубинным слоям психики студента, вскрывать подсознательные уровни его психотехники, обучать его владению своим подсознанием на современном уровне. Психотехнические тренинги, методики владения внутренним миром стали обязательной и неотъемлемой частью современного театрального образования.

Всё возрастающий уровень требований к технологической подготовке актёра, уровень «школы» сочетается сегодня со второй тенденцией - развитием индивидуальности Художника, активным личностным началом уже в образовательном процессе. Как ушли в прошлое «средние», «нормальные» постановки, так не интересен становится «средний» актёр и режиссёр, профессионал, лишённый индивидуальности, своего взгляда на мир, на театр, на произведение искусства. «Общепринятое», «правильное» мнение в искусстве вытесняется авторской позицией, театром Личности, театром Художника. Зритель сегодня идёт в театр смотреть не Вампилова, Мольера, Гоголя, а то, как авторов увидел и прочёл тот или иной режиссёр, художник, как играет именно этот актёр. Принципиально важным в искусстве становится не «Что» и даже не «Как», а - «КТО». Именно «Кто» в театре сегодняшнем и завтрашнем определяет и «Что» и «Как». Не Островский вообще, а Островский, поставленный П. Фоменко; не князь Мышкин, а князь Мышкин Е. Миронова; не «Гамлет», а «Гамлет» П. Штайна - таков сегодняшний взгляд на театральные явления. И воспитание художников сцены обязательно должно меняться с учётом этих процессов, в нём на первый план также выходит личностный фактор, индивидуальность преподавателя и студента, вопрос «КТО».

Названные проблемы подготовки профессионалов театра будущего заставляют переосмысливать многие устоявшиеся традиционные подходы к театральному образованию. И первое, что нуждается в изменении - само название образовательного процесса. Неверно сегодня говорить об «обучении» актёров и режиссёров. Это термин предполагает освоение молодым человеком уже имеющихся, «правильных» образцов, способов игры, методик подхода к роли, решению спектакля. Одним словом, обучить можно тому, что уже создано, проверено и является образцом. «Обучение» тяготеет к худшему пониманию «школы» как «школярства», к нивелированию, к выравниванию разных индивидуальностей по одним меркам.

Творческий же подход начинается тогда, когда создаётся ещё не бывшее, новое, открывающееся - в самом артисте или в прочтении произведения, в решении сцены или в пластическом выражении «зерна» роли. Главный акцент в творческом подходе заключается не в следовании проверенным нормам, не в позиции «пусть скучно, но правильно», а в секундах прорыва к новому, ещё не бывшему, к индивидуальной позиции Художника. Такой подход к театральному образованию должен и называться иначе - «Воспитание».

Разумеется, категорическое противопоставление этих двух подходов и терминов может довести до абсурда, когда прошлые достижения театральной педагогики окажутся зачёркнутыми, а любое, даже совершенно бессмысленное, но «новое» должно приветствоваться. Многолетний опыт подготовки профессионалов театра был и остаётся единственно возможной основой для любого развития российской театральной школы, методическое богатство, накопленное педагогами - и теоретиками, и практиками - безусловная ценность мирового театра XXI века. Профессия актёра, режиссёра требует овладения множеством навыков, которым надо последовательно и настойчиво именно обучать будущих мастеров сцены. Перефразируя пушкинского Сальери, «только ремесло может стать подножием Искусства». Да и первые попытки самостоятельного проявления начинающих на 90% - ещё не явления искусства, не позиция творца, а элементарная неграмотность, беспомощность, особенно учитывая крайне низкий образовательный и культурный уровень сегодняшних абитуриентов.

И всё же воспитательный, комплексный и индивидуальный подход к будущему Артисту - основа сегодняшней стратегии театрального образования. Не количественные, а качественные показатели должны быть мерилом педагогической деятельности. Не цифры приёма и выпуска, а неповторимость художника сцены, увиденная на приёмных экзаменах, получившая современную техническую и интеллектуальную основу, развившаяся в течение учёбы и выросшая до индивидуальной позиции в искусстве - об этом должны думать преподаватели учебных заведений искусства. Вообще количественные показатели в педагогике - явление вчерашнего дня. Театральный вуз должен оцениваться не по тому, сколько он выпустил артистов, а по тому, насколько они оснащены технологически и насколько индивидуальны, неповторимы дипломированные профессионалы.

Художник сцены XXI века должен быть неповторимой творческой Личностью, в совершенстве владеющей технологическими навыками своего искусства.

Именно такой двунаправленный педагогический процесс должен стать основой современных учебных программ, методических разработок, вообще подхода к воспитанию. Представляется, что акцент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики. Общеобразовательная школа без такого подхода превращается в нечто бесформенное, когда коллективистских ценностей советского периода уже нет, а персонального воспитания человека ещё нет, и не предвидится. В области же школы профессиональной - и средней специальной, и высшей - современная действительность настойчиво подталкивает к переходу от количества к качеству. Не нужны физики вообще, нужны яркие учёные. Уже не нужно потоками выпускать инженеров, нужны такие, которые будут востребованы в конкурентной среде завтрашнего рынка. В области же гуманитарной индивидуальность правила бал всегда, даже когда воспевалось коллективное творчество, приоритет единомыслия. А сегодня это требование личной неповторимости, базирующейся на высочайшей профессиональной технике, становится не просто желательным, а единственно возможным для реализации своей жизни в искусстве.

Александр Зубов

Не только о театре. Зубов А.Е.

Авторские разделы