Театральные рецензии Зубова

Счастье мое - играть...

Человек творческий хочет творить. Эта аксиома относится к любой профессии, любому виду деятельности. Талантливый плотник хочет взять в руки новый брусок дерева, одаренному учителю скучно без его учеников, какими бы шумными и непоседливыми они ни были. Актер, если это настоящий актер, хочет играть. Играть всегда, каждый день и не один спектакль, все дни недели, включая выходные. Почти невозможно услышать от артиста, даже вполне благополучного, фразу - "Я так устал играть! Мне бы поменьше ролей! " И за возможность играть как можно чаще и как можно более разную драматургию настоящий актер с жадностью хватается.

Актерские игры

Потребность в игре заложена в человеке, видимо, на самом глубинном, генном уровне. И она не проходит с детством. Вполне взрослые серьезные люди почему-то стремятся примерять на себя маски, прожить другую жизнь, проявиться в игре по-новому. И когда не хватает дней рождения, новогодних маскарадов, праздников - человек идет на сцену. Ведь театр - это Игра в ее самом прямом выражении. Стремление к игре, преображению охватывает все страны и все профессии, этой страсти "все возрасты покорны". И то, что мы называем самодеятельностью, существовало в разных формах всегда и будет существовать столько, сколько будет жить человек.

Театр Художника

Новосибирск постепенно становится одним из центров театральной жизни огромного региона за Уралом. Об этом можно судить уже по количеству фестивалей, проходящих в нашем городе в последние годы. Именно на новосибирских сценах стартовал ежегодный фестиваль "Сибирский транзит", уже стал традиционным смотр интереснейших театральных работ "Рождественский фестиваль", организуемый каждые два года прежде всего театром "Глобус". В третий раз прошел в ноябре и Международный фестиваль независимых театров и новой драматургии "SIB-ALTERA".

Кто учит учителей?

Вопрос, казалось бы, риторический. В каждом более-менее приличном городе есть или пединститут, или, на худой конец, пара педучилищ, проблема скорее в том, какие абитуриенты туда идут, и почему потом выпускники не возвращаются в школу. Но речь не об этих учителях.

"Актерский" режиссер Някрошюс

Имя Эймунтаса Някрошюса сегодня окружено некоей театральной легендарной аурой. О нем говорят с придыханием, его творчество удостоено самых престижных премий, в том числе и "Золотой маски", его спектакли стали основой, наверное, уже томов театроведческих эссе, статей, исследований. Его авторитет не только в Литве, но и в театральном пространстве Европы непререкаем.

"Нестоличная штучка"

"Москва! Как много в этом звуке/Для сердца русского слилось... " Классик, как всегда, прав. Москва для русского человека понятие особое. Только далеко не в том смысле, о котором писал поэт. Москва для сегодняшнего россиянина - название отдельного государства, которое почему-то называют городом России. На самом деле, в восприятии среднего русского провинциала в Первопрестольной все по-другому, кроме, может быть, языка общения. Москва все последние десятилетия, даже столетия обособлялась от остальной страны, столицей каковой именовалась. В советское время если где-то и был развитой социализм, то только в пределах столицы, откуда одежда, "Фанта", книги развозились до самых до окраин. Сегодня сравнивать город, имеющий практически такой же бюджет, что и вся остальная Россия, с любой другой точкой на карте просто бессмысленно. У москвичей свои законы, свои ценности, свои доходы, не сравнимые ни с одним другим регионом, свои отношения с заграницей, которая Россию зачастую познает через "государство Москва".

Восхищение и капелька...

Спектакль "Эдип-царь" петербургского театра на Литейном завершает театральную программу Пятого Рождественского фестиваля вполне закономерно. Он как бы собирает все тенденции сегодняшней российской сцены, максимально законченно выражает то, что сегодня называется лучшим спектаклем. Не случайно работа режиссера Андрея Прикотенко была отмечена сразу двумя крупнейшими театральными премиями России - "Золотой маской" и петербургским "Золотым софитом".

Чужой среди чужих "Андорра" Макса Фриша в "Красном факеле"

Тема фашизма стала постоянным явлением XX, а теперь и XXI века и в литературе, и в драматургии. Он жив, он постоянно готов проявиться, и, пожалуй, нет страны, нет общества, которое могло бы считать себя застрахованным от этого явления. О фашизме в различных его проявлениях писали, пожалуй, все сколько-нибудь крупные писатели, об этом явлении сняты десятки фильмов, поставлены сотни спектаклей. Казалось бы, при такой плотности атаки на это явление, оно должно бы уже полностью остаться в истории. Но фашизм жив и вряд ли исчезнет в обозримом будущем.

Учебный театр: пик сезона

В самом разгаре сезон Учебного театра Новосибирского государственного театрального института. Театр это особенный, отличающийся от других известных новосибирцам коллективов. Репертуар его меняется чаще, чем в «Глобусе», «Старом доме», театре Афанасьева. Приходит май, очередные выпускники получают дипломы - и вся афиша театра полностью меняется. В «труппе» этого театра нет актёров даже среднего возраста, все роли играют ребята 19 - 22 лет, не старше. В репертуаре - всегда драматургия высокого качества, учебные пьесы по определению должны быть хорошего уровня, актёров нельзя учить на «второсортном» материале. Как правило, очень скупая сценография, для спектакля на один сезон дорогостоящие декорации не сделаешь.

Играем в куклы

Да, Антуан де Сент-Экзюпери прав. Мы многое забываем, став взрослыми. И забываем, может быть, самое простое, но очень важное. Как прекрасно утро первого дня каникул и чем пахнет мандарин на ёлке, какая грудка у снегиря и как звучит мамин голос, когда она приходит с работы, как бегут ручейки весной, по которым можно пускать спички наперегонки, и сколько неизвестного в новой книжке, как необходимо в автобусе оказаться у окошка и как здорово занавесить стол и забраться под него...

Не только о театре. Зубов А.Е.

Авторские разделы

RSS-материал